Corriere della Sera | 8 августа 2008 г.
Новый аттракцион "пытка утапливанием": два робота имитируют Гуантанамо
Алессандро Фаркас
Человек в капюшоне выливает потоки воды на лицо заключенного, одетого в оранжевый комбинезон и привязанного к деревянной доске. Речь не о фотографии из тюрьмы Гуантанамо, а об инсталляции - нечто среднее между искусством, обличением и каруселью - в Кони-Айленде, в легендарном старом парке развлечений на берегу Атлантики, на южной оконечности Бруклина.
Создал это шокирующее произведение, открытое для обозрения, в том числе и детей, американский художник Стив Пауэрс, который обзавелся двумя роботами ради обличения леденящей душу методики обливания водой, которая используется для получения информации и выбивания признаний. Заключенного обездвиживают и льют ему на лицо воду, пока он не начнет захлебываться и думать, что смерть неминуема.
Несмотря на неоднократные протесты активистов, по мнению которых, помимо 5-й статьи Всеобщей декларации прав человека, этот бесчеловечный прием нарушает и американские законы, относящиеся к пыткам, ЦРУ санкционировало применение этого метода в ходе некоторых из своих допросов заключенных, подозреваемых в терроризме и содержащихся в Гуантанамо.
Целью Пауэрса была мобилизация американской общественности, которая, как свидетельствуют опросы, все еще одобряет применение пыток в качестве инструмента в борьбе с терроризмом. "Приводящая в восторг шутка с обливанием водой", - написано на табличке у выхода с площадки инсталляции, на ней изображен герой мультфильма Губка Боб Квадратные Штаны, привязанный к столу, который восклицает, обращаясь к злому Сквидварду, который его топит: "Даже в Гуантанамо это делают лучше".
Публика может наблюдать сцену пыток маленького шпиона, опустив в специальный аппарат доллар, чтобы оживить кукол-роботов, которые, как по волшебству, превращаются в жертву и мучителя. "Все могут осознать, насколько негуманна и болезненна эта практика, - поясняет художник, создавший проект благодаря стипендии Fulbright. - Я хотел, чтобы люди поняли, каковы психологические последствия этого метода".
Реакция публики возле инсталляции самая разнообразная. "Это заставило меня вспомнить моего отца, ветерана Второй мировой войны, который вернулся с фронта, но его не оставляли кошмары", - рассказывает Марион Трейси, 57 лет, из Нью-Джерси. "На всех войнах происходят ужасные вещи, - продолжила она, - но люди предпочитают об этом ничего не знать".
"Это хорошо, что люди знают, как функционирует waterboarding, - продолжает в тон ей 23-летний студент Алекс Сото, - потому что это действительно отвратительный метод".
Эта инсталляция в скором времени будет перевезена на Манхэттен в Park Avenue Armory, как часть проекта Creative Time - организации, которая занимается промоушеном и финансированием художественных инсталляций в Нью-Йорке. Будут представлены и десятки других художественных произведений, объединенных лейтмотивом "Демократия в Америке".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях