Le Monde | 8 августа 2016 г.
Отношения Турции и России: я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гаидз Минасян
"Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его российский коллега Владимир Путин должны встретиться во вторник, 9 августа, в Санкт-Петербурге (Россия). Речь идет о первой официальной встрече с начала кризиса, последовавшего за крушением российского бомбардировщика, сбитого турецкой авиацией над турецко-сирийской границей 24 ноября 2015 года", - сообщает Гаидз Минасян в Le Monde.
После нескольких месяцев взаимных оскорблений русские и турки решили разрядить ситуацию, пишет Минасян: в частности, в начале июля Эрдоган направил в Кремль письмо с извинениями, чтобы закрыть вопрос о сбитом самолете, а Владимир Путин направил Эрдогану свои соболезнования в связи с попыткой путча. "Наконец, русские и турки решили возобновить торговые связи после нескольких месяцев экономических санкций", - отмечает журналист.
"В этой политике открытости, которая, кажется, вырисовывается между Москвой и Анкарой, нет ничего удивительного. Напротив: даже несмотря на то, что в прошлом русские и турки четырнадцать раз воевали между собой, их история также несет глубокий отпечаток длительных и мощных циклов сотрудничества", - пишет Минасян. "Современные отношения Москвы и Анкары тесно увязаны, каким бы ни был правящий режим. И не без причины: недоверие, если не отторжение Запада всегда было путеводной нитью их отношений". Журналист Le Monde напоминает, что большевики и кемалисты вместе выступали против Европы в период между двумя мировыми войнами, и даже во время холодной войны отношения двух стран не прервались.
"С окончанием холодной войны приход к власти Владимира Путина в России и победа исламистской партии Реджепа Тайипа Эрдогана в Турции придали новые силы двусторонним отношениям во всех областях - вплоть до создания стратегического и экономического двустороннего партнерства", - указано в публикации.
Однако глубины истории объясняют не все. По мнению Минасяна, в текущем политическом потеплении есть аспект, связанный исключительно с авторитарными личностями этих двух "сиамских" президентов. Чем больше ухудшаются отношения Турции с Западом, тем больше Москва склонна прислушиваться к Анкаре. "В сущности, с учетом узкого пространства для маневра у турецкого главы государства, этот последний потеряет меньше, если сблизится с похожим на него президентом, который готов протянуть ему руку, чем если будет укреплять отношения с Европой, участвующей в ненадежном соглашении о мигрантах, и с Западом, слишком требовательным в вопросах уважения демократии. Кроме того, чем больше Турция и Россия укрепляют связи друг с другом, тем больше их "дипломатия помех" нацелена на доказательство того, что мир ускользает от Запада", - говорится в публикации Le Monde.
"Нужно, впрочем, быть наивным, чтобы полагать, что русские и турки стерли из национальной памяти свое недоверчивое прошлое. В сущности, долгие русско-турецкие отношения похожи на отношения давно женатых людей, которые скандалят, но никогда не разводятся", - полагает Гаидз Минасян.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях