Financial Times | 8 декабря 2000 г.
General Motors собирается производить в России внедорожники, "Форд" вынашивает планы для Санкт-Петербурга
Райен Джеймс Ютак
В 1920-х, когда СССР решил начать массовое производство автомобилей, Сталин обратился за помощью в Америку, "Форд" предоставил стране обрудование и лицензии, и на Горьковском автомобильном заводе началось производство модели А этой американской компании.
Советский Союз канул в лету, коммунизм сменился капитализмом, и новая Россия еще сильнее заинтересовалась американскими автомобилями. У Бориса Ельцина и его любимой дочери Татьяны Дьяченко, например, был "Шевроле Блейзер", автомобиль для отдыха американской компании General Motors.
Но несмотря на популярность подобных моделей среди элиты, GM не удалось добиться больших успехов в производстве их на территории России.
В конце 1996 г. GM начал изготавливать "Блейзер" в Елабуге, надеясь довести объемы производства до 50 000 автомашин - многие из которых стоили более $30 000 - в год.
В конце 1998 г. производство пришлось прекратить в виду отсутствия спроса (за два года едва было собрано 3600 автомобилей): цена упала до уровня пожарной распродажи - $15 000 за базовую модель.
Проблема заключалась в расценках. Люди стали свободнее, но беднее. Выход: GM решил перевернуть Сталина кверх ногами и начать производить в России российский автомобиль под маркой "Шевроле". В рекламе компания утверждает, что новая машина будет такой же американской, как бейсбол, хот-дог и яблочный пирог.
Однако этот хваленый автомобиль, производство которого может начаться в 2002 г., является модернизированной версией компактного внедорожника "Лада Нива", производимого "АвтоВАЗом", крупнейшей автомобилестротельной компанией Восточной Европы.
Предполагается, что в феврале GM утвердит план по производству 75 000 - 10 000 "Шевроле Нива" в год. Проект предусматривает финансирование в объеме порядка $400 млн, в его реализации примут участие "АвтоВАЗ" и Европейский банк реконструкции и развития.
Этот автомобиль, главными компонентами которого будут двигатель и коробка передач модели "Адам Опель", производящейся в немецком филиале американской компании, будет продаваться через европейские дилерские компании GM, а также в Африке, Азии, Латинской Америке и Ближнем Востоке.
Провал в Елабуге, неспособность ни одной из иностранных компаний организовать массовое производство транспортных средств в России, экономический коллапс 1998 г. и тот поразительный факт, что 99% продаваемых в стране машин стоят менее $10 000 - все это говорило GM о том, что для России нужно разрабатывать революционную стратегию.
Поскольку "Шевроле Нива" можно продавать в розницу за $7000 (без учета налогов), блестящий план остается только осуществить, хотя московским первооткрывателям компании еще предстоит убедить некоторых членов совета директоров GM в Детройте в том, что инвестиции в России - оправданный риск.
"Форд" же в этом не сомневается. Несмотря на то, что экономическая ситуация в России по-прежнему остается неопределенной, компания твердо намерена реализовать свой проект в $150 млн по реконструкции простаивающего военного завода под Санкт-Петербургом, на котором можно будет производить 25 000 компактных автомобилей "Форд Форус" в год, причем впоследствии компания намерена довести объемы производства до 100 000. Предполагается, что машины будут стоить от $13 000 до $15 000. "Форд" считает, что спрос на автомобили в России растет.
Если это так, то заработать на этом из всех иностранных компаний удастся только "Форду": его заводы будут введены в эксплуатацию уже к середине 2001 г., намного раньше всех остальных конкурентов.
В России проживает 148 млн жителей. В прошлом году 1 млн из них приобрели транспортные средства. Это - крупнейший автомобильный рынок Восточной Европы, но инвестиционный климат в стране так же суров, как и погодные условия, и никому из иностранных инвесторов не удастся обойтись без шрамов.
Однако именно здесь американские автомобилестроительные компании могут произвести особое впечатление.
В остальных частях региона "Форд" и GM делали особый акцент на своем европейском наследии. В Польше GM производит автомобили, ставя на них символ Opel, то же самое компания делала в Венгрии с 1992 по 1999 гг.
"Форд" - компания без вопросов американская, но на континенте ее воспринимают в значительной степени как британскую и немецкую. Когда это предприятие производило автомобили в Белоруссии и Польше, оно заказывала запчасти в Западной Европе.
То же самое должно быть справедливо и на начальных этапах российского производства, хотя сила брэнда будет во многом определяться его американским происхождением, отчасти вследствие давнивших связей Генри Форда с Горьковским автомобильным заводом.
"Крайслер", американская половина становящегося все более и более немецким "Даймлер Крайслера", никогда не производил машины в Восточной Европе, хотя и выпускает миниавтобусы и внедорожники в Австрии, граничащей с этим регионов.
Попытка улучшить имидж "Крайслера" через его аффилирование с "Мерседес Бенц" в Восточной Европе особого успеха не имела. Объемы продаж американского отделения компании в 11 странах, предоставивших достоверную статистику, за первые девять месяцев текущего года едва достигли одной десятой процента от всех проданных новых автомобилей.
У "Шевроле" дела идут еще хуже, но GM надеется, что российская марка изменит сложившуюся ситуацию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях