The Guardian | 8 декабря 2003 г.
Российские выборы мало что предлагают избирателям
Ник Пейтон Уолш
Тенденциозность СМИ и политический контроль обеспечивают победу партии Путина
В ночь на воскресенье президент Владимир Путин нервничал, но его волнение не имело отношения к вчерашним парламентским выборам. В единственной российской политической семье, обладающей реальной властью, пополнение: у президентской собаки Кони породы лабрадор родилось восемь щенков.
Путину уже несколько лет нет нужды беспокоиться о борьбе за власть, и вчерашние выборы 450 депутатов Думы, в которых должны были принять участие 110 млн избирателей, едва ли могли лишить его сна. К вечеру вчерашнего дня его партия "Единая Россия", похоже, еще больше обогнала коммунистов.
В общем исходе никто не сомневался. Масштабы победы Путина были интересны только потому, что они определяли, насколько неконтролируемой будет власть главы Кремля в ближайшие четыре года, поскольку половина мест распределяется пропорционально голосам, отданным за каждую из партий.
Даже явка была не так уж важна. Не одно место не останется пустым, и большое количество испорченных бюллетеней или неучастие в выборах не уменьшит число мест, которое может получить партия.
Успех партии Путина, получившей, по оценкам, треть голосов, дает бывшему офицеру КГБ самую значительную власть над Кремлем со времен Брежнева, и это почти идеальный результат для осуществления его модели российской демократии. В одном из редких интервью американским журналистам он изложил свою концепцию, которая сводится к тому, что демократия плоха, если представляет собой хаотическое смешение мнений.
"Если под демократией имеется в виду исчезновение государства, то такая демократия нам не нужна, - сказал он. - Зачем нужна демократия? Чтобы люди жили лучше, чтобы они были свободными. Не думаю, что в мире есть люди, которые хотели бы демократии, ведущей к хаосу".
Но это не значит, что он не видит ее полезность.
Соблюдение правил демократии дает Кремлю легитимность на мировой арене в глазах западных государств. Путин хочет официального одобрения, но ему не нравятся проблемы и публичные раздоры, в которые демократическая политика обычно втягивает ее участников.
Эксперт Института Карнеги Лилия Швецова заявила: "Российский правящий класс пытается узаконить свою власть через выборы. Путин хочет придать своей политике легитимность, поэтому ему важно получить большинство в парламенте".
В результате в России формируется разновидность контролируемой демократии. Контролируются дебаты: национальные СМИ принадлежат главным образом государству, и их обвиняют в тенденциозности по отношению к "Единой России". Даже предвыборные дебаты записывались заранее, а не передавались в прямом эфире - во избежание неприятных сюрпризов.
Контролируются кандидаты: арестовав в октябре Михаила Ходорковского, самого богатого человека в России и спонсора политической оппозиции, Кремль послал ясный сигнал потенциальным соперникам на выборах.
Но такой уровень контроля означает, что в России голоса избирателей не считают большой ценностью.
"А зачем мне голосовать?" - спросила на субботней вечеринке 25-летняя Даша, студентка факультета искусствоведения. Другой участник этой вечеринки, 25-летний Илья сказал, что будет голосовать за Владимира Жириновского, возглавляющего партию, почему-то названную либерально-демократической, "так как он клоун, а российской политике клоуны нужны".
Впрочем, и партия Жириновского является, по сути, пропутинской.
Ожидается, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ведущая мониторинг выборов, представит критический отчет, упомянув апатию избирателей и тенденциозность СМИ.
Источник в ОБСЕ заявил: "В западных странах такое равнодушие указывает на то, избиратели довольны и потому не считают нужным голосовать. Но в данном случае они просто думают, что все уже решено".
По мнению источника, причиной апатии является не боязнь подтасовок, а неизбежность победы "Единой России".
"Конечно, будут и подтасовки, и фальшивые бюллетени, и все такое, но тон задают тенденциозные СМИ, которые уже не первый год обрабатывают людей".
Анализ программ национальных телеканалов показал предвзятость в пользу Путина и федерального правительства: освещение выборов на 60% было посвящено позитивной информации о "Единой России".
Уровень общественного доверия к парламенту низок, 37% опрошенных независимой социологической службой заявили, что он "занимается бессмысленными дискуссиями и спорами" с Кремлем. 9% считают, что он не принял ни одного полезного закона.
Для принятия кремлевских законопроектов нужно 450 парламентариев, половина из которых избирается напрямую, а половина получает места в соответствии с количеством голосов, отданных за их партии. До сих пор они мешали прохождению путинской программы скудных реформ.
Большинство в две трети может принимать изменения в конституцию, и многие считают, что Кремль будет стремиться к таким изменениям, чтобы дать Путину возможность избираться на третий срок после 2008 года. Поэтому многие аналитики полагают, что нынешние выборы определяют продолжительность пребывания Путина у власти, и не более того.
Некоторые думают, что выборы имеют символический, а не практический смысл. Швецова заявила: "Дума не является серьезным игроком, речь идет об атмосфере, настроениях, о том, как работает в России управляемая демократия. Голосование - это лакмусовая бумажка, показывающая, как управляют демократией, как режим манипулирует системой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях