The New York Times | 8 декабря 2004 г.
Путин впустую растратил влияние
Редакция
Российский президент Владимир Путин подмочил свою репутацию и впустую растратил влияние, поддержав не ту сторону в политических стычках на Украине и отколовшейся грузинской провинции, Абхазии, считают аналитики.
В понедельник Путин изо всех сил старался сохранить лицо в своих комментариях по поводу решения Верховного суда Украины отменить победу поддерживаемого Кремлем кандидата в президенты Виктора Януковича.
Он сурово предостерег зарубежные государства против вмешательства в повторное голосование, назначенное на 26 декабря, и заявил, что Россия будет работать с тем, кто победит.
"Конечно, мы примем волю любого народа на постсоветском пространстве и будем работать с любым избранным лидером", - заявил Путин.
Это не помогло скрыть неприятное и во многом нанесенное самому себе поражение Путина, который появлялся на стороне Януковича во время избирательной кампании и еще на прошлой неделе смеялся над мыслью о повторном голосовании.
События подпортили его старательно выстраиваемые отношения с Европейским союзом и США, которые отказались признать выборы и указали на многочисленные случаи махинаций после того, как Путин поздравил Януковича.
Это продемонстрировало неэффективность России в отношениях с бывшими советскими республиками, где она стремится играть доминирующую роль. Украинская стихия разбушевалась на фоне неуклюжей попытки протолкнуть своего кандидата на пост президента отколовшейся от Грузии Абхазии.
А ей предшествовала прошлогодняя революция в Грузии, где Россия не смогла помешать реформатору Михаилу Саакашвили, который стремится к сближению с Западом, прийти к власти на волне протестов против фальсификации выборов.
"Путин должен понять, что это не Советский Союз, - заявил Вафа Гулузаде, бывший советник правительства Азербайджана по внешней политике. - Время назначения российских марионеток прошло".
Свою роль в оплошностях Путина играет советское мышление, сформировавшееся за годы работы в КГБ, и то, что он полагается на узкий круг кремлевских советников, отмечают аналитики.
В случае с Украиной он просчитался, думая, что президент Буш, с которым у них сложились рабочие отношения в ходе войны с терроризмом, не встанет у него на пути, заявил Дмитрий Тренин, эксперт по американо-российским отношениям в московском Центре Карнеги.
"Я думаю, Путин до последнего надеялся, что может прийти с Бушем к соглашению по поводу Украины, и эти надежды рассеялись на прошлой неделе", - сказал Тренин.
Буш не один год заглушал критику российской войны против сепаратистов в Чечне, а Путин позволил развернуть американские войска в Центральной Азии.
Но озабоченность Запада по поводу выборных махинаций на Украине, в бывшей советской республике с населением 48 млн человек, исключала возможность подобной сделки. США и ЕС сделали свободные и честные выборы приоритетом своей внешней политики.
Критика в адрес России в последние дни вызвала со стороны Путина ряд гневных замечаний в адрес западных правительств. Во вторник он выразил сомнения в том, как Ирак сможет провести выборы 30 января, дату которых администрация Буша не намерена переносить.
"Откровенно говоря, я не представляю, как можно организовать выборы в условиях полной оккупации страны иностранными войсками", - заявил Путин на встрече с премьер-министром временного правительства Ирака Айадом Алауи.
С точки зрения Евгения Волка, политического аналитика московского отделения Heritage Foundation, поведение Путина отражает его прошлое агента КГБ.
"Может ли Путин вести себя иначе? На мой взгляд - нет", - заявил Волк. Вмешательство в дела Украины "было логическим продолжением имперской политики России и воплощением менталитета Путина".
Путин мыслит категориями друзей и врагов времен холодной войны, отметил Волк, и занят поисками местных лидеров, которыми он может управлять, дергая за веревочки.
Тренин заявил, что ошибкой в принятии Путиным решений является то, что он полагается на узкий круг кремлевских советников, не привлекая специалистов МИДа и независимых экспертов.
Результатом стала "колоссальная концентрация внешнеполитических решений в руках и головах нескольких людей, которые полагаются только на правительственные каналы информации и аналитиков", - подчеркнул Тренин.
Более тонкий подход был бы эффективнее. "Путину стоило бы пригласить Ющенко на чай" в свою подмосковную резиденцию, сказал Тренин.
Тогда Путин и Россия оказались бы на стороне победителя, вне зависимости от исхода выборов.
"Им следовало играть тонко. В данном случае простота не помогает", - заявил Тренин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях