The Washington Post | 8 декабря 2006 г.
Это лондонское убийство
Чарльз Краутхаммер
Отравление российского шпиона-перебежчика и активного критика путинского правления Александра Литвиненко повсюду называют тайной. Ведутся туманные разговоры о каких-то "неконтролируемых элементах" либо в российских спецслужбах, либо среди ультранационалистов, действующих независимо от властей. Шепчутся о неопределимости: мол, ничего нельзя знать наверняка в темном загробном мире российской политики в отношении изгнанников, преступности и шпионажа.
Ну что ж, вы можете верить в неопределимость. Или в свидетельские показания, данные самой жертвой на единственном надежном из всех до сих пор придуманных детекторов лжи - на смертном одре. Литвиненко прямо обвинил Путина в том, что тот его убил.
Литвиненко больше известно про свои обстоятельства, чем любому другому. А на смертном одре люди не лгут. Как сказал Макиавелли (некоторые приписывают эти слова Вольтеру), трижды отказавшись от просьбы священника покаяться в грехах и отречься от сатаны, "в такой момент, отче, стараешься не наживать себе новых врагов".
В науке существует принцип, известный как "бритва Оккама". Когда у вас есть конкурирующие теории для объяснения некоторого природного явления, принять следует самую простую. Природа предпочитает простоту. Ученые не позволяют себе рассматривать теории вроде покрытого травой холма (с которого в Кеннеди якобы стрелял второй убийца. - Прим. перев.). Вам не нужно изощренного аппарата, чтобы объяснить кончину Литвиненко.
Вы думаете, Анну Политковскую, которая расследовала войну в Чечне, убили в лифте неконтролируемые элементы? А как насчет Виктора Ющенко, кандидата в президенты Украины и вероятного победителя, отравленного диоксином во время предвыборной кампании, который остался жив, но обезображен? Русские ультранационалисты?
Противники Путина дохнут как мухи. Кто в тюрьме, кто в ссылке, кто убит. Действительно, каким бы упорным ни было британское полицейское расследование, убийство Литвиненко никогда не будет прослежено прямо до Путина. Убийства по государственному заказу практически невозможно проследить вплоть до источника. Слишком много "прерывателей". Слишком много уровней защиты между главарем и исполнителем.
Более того, Россия может похвастаться долгой и выдающейся историей государственных убийств, в которой убийство ледорубом Льва Троцкого было всего лишь самым известным. Верит ли кто-нибудь, что сумасшедший турок, стрелявший в Папу Иоанна Павла II, сотрясавшего в тот момент основания советской империи, действовал по заказу одной только Болгарии?
Если бы мы не оплакивали смелого человека, который только что умер ужасной смертью, то можно было бы почти восхищаться русскими - не только их дерзостью, но и техникой исполнения убийства Литвиненко с помощью полония-210. Убийство с помощью яда заставляет вспомнить классическую эпоху, когда Борджиа и Медичи убирали людей из государственных соображений. Но футуристический уклон (если парафразировать выражение Питера Циммермана в Wall Street Journal) этого первого документально подтвержденного радиологического убийства добавляет ему барочные черты, которыми заведение мирового класса вроде КГБ (теперь у него новые инициалы) должно гордиться.
Некоторые говорят, что убийство Литвиненко было таким очевидным, таким наглым, таким грязным (заражено пять самолетов, предупреждены 30 тыс. человек, десятки мест в Лондоне радиоактивны), что это никак не могло быть КГБ.
Но в этом-то и состоит блеск. Сделать это откровенно, нагло и рассчитывать на то, что больно умные западные деятели сочтут это основанием для освобождения от ответственности. Сделать так, как советовал президент Центрального Совета анархистов в романе Г.К. Честертона "Человек, который был четвергом": "Вам нужна надежная маска? Вам нужен костюм, под которым не станут искать бомбы? Да нарядитесь анархистом, болван!"
Другой резон сделать это явно и дерзко - послать сигнал. Это предупреждение всем будущим Литвиненкам о том, что их ждет, если они будут продолжать преследовать российские власти. Они достанут вас даже в Лондоне, где властвует закон. И они достанут вас там, даже если это обойдется им в целый месяц критических заголовков на первых полосах.
Некоторые говорят, что КГБ не стал бы заходить так далеко ради такой мелкой сошки, как Литвиненко. Ну, может, он и был мелкой сошкой, но его расследования были отнюдь не мелкими. Он изучал кремлевские корни убийства Политковской. А еще Литвиненко утверждал, что российские власти сами взорвали жилые дома в Москве в 1999 году, убив сотни невинных людей, чтобы обвинить в этом чеченцев и спровоцировать вторую чеченскую войну. Очень неслабые заявления.
Но даже личная незначительность Литвиненко прекрасно отвечает целям КГБ. Если они заходят так далеко, действуют так грязно и идут на такой риск, чтобы убить кого-то настолько незначительного, тогда ни один критик путинской диктатуры не может чувствовать себя в безопасности. Это самое последнее средство сдерживания.
Обвинению нечего добавить. Мы ждем окончательного подтверждения в путинских мемуарах. Рабочее название - "Если бы это сделал я".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях