La Stampa | 8 декабря 2008 г.
Прощание с Алексием II. "Преемник должен возобновить диалог"
Джульетто Кьеза
В субботнем номере газеты La Stampa напечатана статья Джульетто Кьезы, посвященная кончине патриарха Всея Руси Алексия II.
Алексей Михайлович Ридигер, ставший патриархом Всея Руси, не был русским по происхождению. Он родился в Таллине в 1929 году и вернулся в родной город в 1960-е в сане митрополита Таллинского и Эстонского. Это были времена хрущевской оттепели. Церковь в ту эпоху и до конца горбачевской перестройки возглавлял крайне острожный патриарх Пимен. После смерти Пимена в 1990 году его место занял Алексий II, возглавивший самую многочисленную православную общину в мире, пишет автор статьи.
И вот теперь, после его кончины, лейтмотивом всех СМИ стало: "Он посвятил всю свою жизнь духовному возрождению России". Да, соглашается автор, перед ним стояла очень сложная задача: возглавить Русскую православную церковь в то время, как сама Россия разваливалась на куски. Он любил озвучивать цель своего патриархата: "Нашей главной задачей является не реконструкция и восстановление церквей, а оказание помощи людям в исцелении их раненых и страдающих душ". При этом он явно имел в виду 70 лет насильственного атеизма, гонения, которым подвергались верующие и сама церковь.
Но Россия и православие под любыми флагами всегда шли вместе. Даже в годы войн Сталин не забыл о церкви: можно вспомнить хотя бы его знаменитое обращение "братья и сестры", когда фашистские войска стояли у ворот Москвы, пишет Джульетто Кьеза.
Когда рухнул коммунизм, вместо духовного возрождения пришел дикий капитализм, накатила волна центробежных тенденций, которые ослабляли российское государство, в том числе наносили удары по православной общине. Одной из самых сложных и насущных задач, которые он решал в то время, было отражение духовного наступления самого динамичного из римских Пап, Иоанна Павла II, которого в руководстве РПЦ считали духовным "захватчиком". Алексий всегда производил впечатление человека кроткого и уступчивого, но внешность, как часто бывает, оказывается обманчивой. И если польскому Папе не удалось реализовать свою мечту о поездке в Россию, то лишь по причине упорного сопротивления почившего патриарха, говорится в статье.
Если бы римский понтифик не был так "близок" к российским границам, а Католическая церковь не была такой "западной", то путь к экуменическому диалогу мог бы стать гораздо проще. Но он не будет таковым в ближайшие годы, полагает Кьеза, поскольку поспешные и неоправданные инициативы лишь создают новые трения и бередят старые раны. Начиная с самого настоящего столкновения на украинском фронте, где друг другу противостоят православная диаспора и Униатская церковь. И все это происходит на фоне политических распрей между Москвой и Киевом, пишет автор статьи. Но Алексию удалось создать атмосферу, когда РПЦ вновь оказалась очень близко к Кремлю, если не в одном строю, и Кремль по этой причине носит ее на руках.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях