The Times | 8 декабря 2011 г.
Путин не может проводить реформы: они уничтожат его режим
Эдвард Лукас
После 10 лет озадачивающей непрозрачности российская политическая жизнь забурлила, отмечает в The Times обозреватель Эдвард Лукас. Все эти годы политический процесс, наблюдаемый снаружи, был спектаклем: например, "фальшивые президентские выборы 2008 года", пишет автор.
По мнению Лукаса, недавние парламентские выборы задумывались как очередной обман. "Но вместо этого в России возродилась реальная политическая жизнь", - считает автор. По мнению Лукаса, пока рано говорить о "Славянской весне" или о появлении реальной оппозиции: протестующие слишком неоднородны. Одни - закаленные оппозиционеры, другие еще недавно считали политическую активность бессмысленной. Географический охват акций невелик.
"Но эта неделя - возможно, предвестье гибели режима", - считает автор. По мнению Лукаса, пошатнулась политическая основа, существовавшая последние 10 лет, "когда клика бывших кагэбэшников и их приятелей-бизнесменов управляла крупнейшей страной мира". Тогда существовал негласный договор - стабильность и рост уровня жизни взамен на ограничение свобод, а личные черты Путина радовали после "унизительного хаоса ельцинского правления".
Теперь звездный час Путина миновал, граждане сетуют на политическую и экономическую стагнацию. Средний класс привык к широкому выбору и высокому качеству в частной жизни и требует того же самого от государства. Путин утратил ауру несокрушимости, говорится в статье.
Эта тенденция пока не пошатнула шансы Путина на победу на президентских выборах, но опасна для будущего его самого и его режима. "Его сторонники и приятели раньше прятались за популярностью Путина, а теперь подозревают, что его фиаско может ударить по их капиталам", - пишет автор. Достижения режима выглядят все менее убедительно: модернизация не проведена, коррупция намного выросла, инфраструктура ветшает. За рубежом Россия растеряла союзников и влияние, Евросоюз приструнил "Газпром".
Теоретически Путин мог бы предложить плюрализм и реальные реформы в качестве предвыборной программы. Но "российские СМИ, спущенные с поводка, начнут задавать вопросы о деловых соглашениях, на которых колоссально нажились друзья Путина". Будут расследоваться убийства оппонентов Путина, будет заостряться внимание на злоупотреблениях властью в провинции, убежден автор.
"Налицо парадокс: коррупция и репрессии - стержень путинского режима - по-настоящему губят Россию. Но борьба с ними будет означать падение самого режима", - пишет автор, делая вывод, что Путин не способен изменить систему.
Вероятно, теперь Путин закрутит гайки. "Но, если волнения распространятся по России широко, у режима не хватит сил на их подавление", - пишет автор.
У режима есть и другие варианты - нанести ущерб, который вызовет панику среди населения, подогреть угрозу экстремизма (это даст режиму возможность разыграть карту "законности и порядка"), обвинить Запад или соседние страны во вмешательстве во внутренние дела.
Со своей стороны, Запад может кое-что сделать в помощь протестующим, считает автор. "Мы можем не давать виз тем, кто виновен в подтасовках на выборах, гонениях и других возмутительных поступках, - поясняет он. - Мы можем также поставить заслон для российских грязных денег, поступающих в нашу финансовую систему".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях