InoPressa: тема дня | 8 декабря 2014 г.
Британия задабривает Путина?
Обзор прессы
Бесценная древнегреческая статуя из Британского музея, которой 2,5 тыс. лет, прибыла в Эрмитаж, несмотря на тяжбу Греции в связи с "мраморами Элгина" и опасения по поводу новой "холодной войны" между Кремлем и Западом. По мнению директора Британского музея Нила Макгрегора, в статуе заключено послание о свободе и правде, которое Россия должна услышать.
Вечером во вторник, когда чернильная тьма окутала Петербург, а с Невы, частично покрытой льдом, дул свирепый ветер, к Эрмитажу подъехал грузовик, повествует корреспондент The Times Бен Хойл. Он прибыл из аэропорта в сопровождении вооруженной охраны на автомобиле без опознавательных знаков, "но полицейского эскорта не было: никто не хотел привлекать внимание к тяжелому грузу".
Груз перенесли в надежное хранилище, которое двумя неделями ранее оборудовала группа сотрудников Британского музея. Лишь немногие из присутствующих знали, что стали свидетелями эпохального события - один из "мраморов Элгина" впервые с 1816 года оказался за пределами Лондона, пишет корреспондент, имея в виду собрание произведений древнегреческого искусства, привезенное в Великобританию лордом Элгином и приобретенное Британским музеем; Греция долгое время требует его вернуть.
Директор Британского музея Нил Макгрегор и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский - давние друзья, у которых есть общие черты: "непочтительное чувство юмора и пламенная преданность идее, что культура способна крепить между странами связи, которых не в силах наладить ни политики, ни дипломаты", пишет автор.
Лесли Фиттон, хранитель отдела Древней Греции и Древнего Рима, сказала, что Британский музей "просто обязан" предоставлять "мраморы Элгина" для выставок в других музеях. Как поясняет Бен Хойл, это элемент стратегии по противодействию требованиям Греции вернуть скульптуры из Парфенона.
Попечительский совет Британского музея обсуждал заявку Петербурга на неблагоприятном политическом фоне, пишет автор: "На Украине Кремль аннексировал Крым, а затем оказал моральную, политическую и, если верить НАТО, военную поддержку пророссийским повстанцам". Окончательное согласие было дано в начале октября.
Между тем в середине октября, когда новая жена Джорджа Клуни, юрист Амаль Клуни, взялась отстаивать претензии греческого правительства на "мраморы Элгина", собрание вновь оказалось в центре внимания. "Британский музей, осаждаемый прессой, держал в секрете план вывоза экспоната в Эрмитаж", - пишет автор.
Правительство было проинформировано о решении Британского музея, но с ним не консультировались. По закону такие решения принимаются попечителями, отмечает автор.
"Впервые за два столетия речной бог Илиссос был упакован в ящик и отправлен в дальнюю страну", - пишет The Times. Часть бесценного мраморного фриза, олицетворение древней афинской реки станет центральным экспонатом впечатляющей выставки древностей в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, сообщает издание.
Этой скульптуре 2,5 тыс. лет, она олицетворяет реку, над которой Сократ и Федр предавались размышлениям о свободе и правде - двух основах демократии, которые Владимир Путин охотнее бы задушил, чем дал им волю, говорится в статье. По мнению директора Британского музея Нила Макгрегора, в статуе заключено послание, которое Россия должна услышать.
"Можно надеяться, что некоторые люди получат импульс к размышлениям о том, почему они лишены свобод, которые процветали 25 веков назад в Афинах, и, возможно, даже о том, чтобы бороться за них", - говорится в статье.
Поскольку просьба Эрмитажа предоставить статую была выполнена, это стало обращением ко всем, кто посетит выставку, приобщиться к ценностям, которые связывают Россию и Европу. Статуя Илиссоса - это вечная ода всему доброму, истинному и прекрасному. Чем больше людей посмотрят на нее, тем лучше, заключает издание.
Тот факт, что Британский музей предоставил статую Илиссоса для выставки в петербургском Эрмитаже, наводит на два вопроса, замечает на страницах The Daily Beast королевский адвокат Джеффри Робертсон. Он представлял интересы Греции в тяжбе за собрание "мраморов Элгина", которое хранится в Британском музее. Зачем устраивать президенту Путину нежданный триумф на фронте пропаганды в момент, когда совершенные им нарушения международного права можно сдержать только санкциями? И, во-вторых, если статую из собрания Элгина можно увидеть в Петербурге, почему нельзя воссоединить все уцелевшие фрагменты шедевра в музее Акрополя?
"Британский музей утверждает, что "культурная дипломатия" каким-то образом способна обуздывать нарушителей прав человека. Чушь", - считает автор, попутно критикуя решение Британского музея в 2010 году предоставить Ирану так называемый "Манифест Кира".
"Неясно, какую выгоду Путин извлечет из обнаженного торса речного бога, когда статуя будет выставлена на всеобщее обозрение. Вряд ли примет ту же позу, если учесть, что у статуи недостает гениталий, - иронизирует Робертсон. - Но это событие станет триумфом в области культуры для человека, который несколько лет назад закрыл отделение Британского совета в Петербурге и распорядился арестовать его директора".
Макгрегор сказал, что в Эрмитаже статуя смотрится намного лучше, чем в Лондоне. Робертсон согласен: в Британском музее "мраморы Элгина" неудачно "подсвечены белым светом, словно в морге". По его мнению, еще лучше Илиссос и все другие статуи смотрелись бы в музее Акрополя.
Под покровом секретности, напомнившем об обмене захваченными шпионами в годы холодной войны, директор Британского музея и глава Эрмитажа договорились о временном вывозе в Петербург статуи из собрания "мраморов Элгина", сообщает обозреватель The Sunday Times Доминик Лоусон. Как и ожидалось, это возмутило тех, кто ратует за возвращение собрания Элгина в Афины. Критики заявили о преднамеренном оскорблении Греции.
Со своей стороны, директор Британского музея Нил Макгрегор оправдал этот шаг в своей статье в The Times, озаглавленной "Россия должна увидеть этого мраморного посла европейских ценностей". В редакционной статье The Times вторит: "Это приглашение всем посетителям выставки приветствовать ценности, которые связывают Россию с Европой, и подвергнуть остракизму тех, кто рационально оправдывает разбой".
Но не стоит думать, будто Путин, взглянув на статую, скажет себе: "Может, я все-таки зря волновался из-за сближения Украины с ЕС и напрасно послал туда моих молодчиков", - пишет Лоусон. Неужели российские сторонники внешней политики Путина вдруг осознают, что аннексия Крыма была бессознательным предательством предполагаемых ценностей античности? Автор напоминает: древние греки не имели ничего против войны и продажи побежденных в рабство. Ассоциировать высокую культуру с высокой нравственностью - категориальная ошибка.
Лоусон замечает, что приводил этот аргумент в беседе с Макгрегором о выставке искусства Германии. Обозреватель заметил: "Высокое искусство, за исключением литературы, не имеет неотъемлемой связи с нравственностью, и гордость немцев своей культурой, особенно музыкой, только укрепила представления о расовом превосходстве, вскормившие нацизм". Макгрегор не согласился, но назвал мнение Лоусона "интересным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях