Статьи по дате

Le Monde | 8 февраля 2000 г.

Хозяева Грозного, русские, охотятся на раненых чеченцев

Пьер Фламбо

Временно исполняющий обязанности президента Владимир Путин объявил в воскресенье 6 февраля о "взятии" столицы Чечни. Немногие врачи, работающие в городе, предпринимают попытки эвакуировать чеченских боевиков, неспособных передвигаться самостоятельно. Город-символ пал, но политического решения конфликта пока не найдено, - пишет газета.

После того, как из Грозного ушли боевики, которые обороняли город в течение четырех месяцев, работающие в городе врачи предпринимают попытки спасти оставшихся там чеченских боевиков. На фоне средств, которыми располагает российская армада, техника, используемая для эвакуации раненых чеченцев, выглядит смехотворной. "Мы пользуемся тайными тропами, когда обходим русские посты, чтобы добраться до раненых, их около 30. Но у нас нет автомобиля", - говорит, устало улыбаясь, Адлан.

Этот совсем молодой врач, которому помогают две медсестры, занимается, в основном, тем, что пытается укрыть пленных от российских солдат. Они очень часто проезжают на своих танках мимо полуразрушенного дома, где находятся раненые боевики. Но и самим медицинским работникам приходится скрываться: 2 и 3 февраля русские арестовали большую часть их группы, которая все последнее время занималась оказанием медицинской помощи в городе, который подвергался ежедневным бомбардировкам. Группой врачей, в которую входит более 20 человек, руководил министр здравоохранения Чечни хирург Омар Хамбиев. Большая часть медиков находится в настоящее время в фильтрационных лагерях, куда российские военные, как и во время прошлого конфликта, загоняют людей. Там они подвергаются допросам и пыткам. Самых удачливых выкупают родственники, если, конечно, у них есть средства. Но иногда, родственникам предлагают выкупать трупы.

Относятся ли к категории заложников, которых можно выкупить, доктор Хамбиев и его коллеги? Их близким удалось узнать, что они содержатся в лагере "Управления буровых работ" в районе поселка Толстой-Юрт к северо-востоку от Грозного. Именно в таком лагере, но на другом берегу Терека, находился до своего исчезновения журналист Андрей Бабицкий.

Доктор Адлан рассказал корреспонденту газеты "Монд" о том, что в конце января российская авиация стала все чаще применять вакуумные бомбы. Одна из них упала рядом со зданием, где шла операция. На следующий день российские танки начали обстреливать прямой наводкой здание больницы. Ее пришлось эвакуировать. По словам Адлана, основными целями для российских бомб были жалкие больницы Грозного, лишенные воды и электричества. Доктору Хабмиеву и его команде приходилось совершать до 35 выездов ежедневно. В начале января поступил приказ о подготовке к эвакуации. На всей территории Чечни нашлось не больше полудюжины больниц, в которых надежный персонал был способен обманывать русских военных, чтобы спасти раненых боевиков.

Солидарность и посреднические услуги тех, кого называют прорусскими милиционерами, сделали все остальное. Ночью боевики вывозили раненых, а затем, и сами боевики покинули Грозный. Однако не всех раненых удалось вывезти. Но тех, кто не умер от гангрены, прикончат русские, - говорит Адлан.

Когда журналист французской газеты, находясь в зоне, контролируемой российскими войсками, обратился к группе чеченцев с просьбой рассказать о кровавых расправах над ранеными, один из них сказал, перед тем, как удалиться, что за такие рассказы их тоже могут прикончить. Но один из чеченцев все же рассказал, что ему известно место, в самом центре города, где под развалинами находились до 20 человек: с ними можно было переговариваться, им можно было бросать еду, но вызволить их из-под развалин было невозможно. Никто не знает, сколько они могут так продержаться. Он также сказал, что ничего не известно о судьбе слепых, которые находились в 200 м от родильного дома на улице 8 Марта.

Корреспонденту "Монд" рассказали также историю одного молодого человека, находящегося при смерти в одном из подвалов Грозного. Два месяца назад ему была сделана операция, он уже начал поправляться. Кто - то сказал русским, что он боевик, хотя это не соответствовало действительности. Этого молодого человека забрали и отвезли в расположение одной из частей. Он был для солдат козлом отпущения: его периодических избивали, прижигали руки сигаретами, разбивали нос. Однажды его чуть не обменяли на русского солдата. Но чеченцам был нужен "настоящий" боевик. Русского солдата убили. Такая же судьба могла постичь и его, но пленника спас русский офицер: молодого человека отвезли в Грозный, где его подобрали местные жители. Если он умрет, то его, хотя бы похоронят.

Русские продолжают препятствовать свободному доступу в Грозный и в Чечню в целом международных гуманитарных организаций, объясняя это необходимостью проведения работ по разминированию. Это значит, говорит Адлан, что они вначале грабят дома, а затем их поджигают. Или устанавливают новые мины. Так погибла женщина, возвратившаяся в свой дом, который она покинула несколько часов назад.

Источник: Le Monde


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru