Neue Zürcher Zeitung | 8 февраля 2000 г.
Оковы российской экономики
Андреас Рюэш
Первые прагматичные заявления нового кремлевского руководителя дают понять, что он собирается оздоровить российскую экономику путем усиления регулирующей роли государства. Однако экономические исследования показывают, что вмешательство государства в экономику остается главным фактором ее низкой эффективности, отмечает автор статьи.
В конце декабря прошлого года, не задолго до своего назначения на пост исполняющего обязанности президента России, Владимир Путин нарисовал весьма трезвую картину состояния российской экономики. ВВП США в десять раз больше ВВП России. Производственное оборудование устарело, а размер капиталовложений постоянно сокращается. Путин отметил низкую производительность труда, которая составляет 20-24% американского уровня. Не удивительно, что, исходя из этих предпосылок, Путин заговорил о необходимости проведения экономических реформ. Его правительство уже начало разработку долгосрочной стратегии развития. Однако планы Путина имеют одно слабое место - они не учитывают причин экономической слабости России. Глубоко не вникая в суть вопроса, Путин пришел к выводу, что стране нужно сильное государство, которое не только создавало бы рамочные условия для развития экономического процесса, но и осуществляло бы его регулирование, выступая, по Путину, в роли ?эффективного координатора экономических сил?.
Рекомендации Путина пошли вразрез с выводами, сделанными осенью прошлого года Институтом МакКинси. Подобно Путину, аналитики МакКинси нарисовали весьма безрадостную картину состояния российской экономики. Однако, в отличие от Путина, причиной этого положения они отнюдь не считают недостаточную регулирующую роль государства. Напротив, по мнению аналитиков МакКинси, именно вмешательство государства в экономику привело к искажениям рыночных отношений и созданию системы искаженных рыночных мотиваций, которая разоряла эффективные предприятия и поддерживала неэффективные. В девяти из десяти исследуемых отраслей низкая производительность стала прямым следствием создания неравных конкурентных условий, отмечает автор.
Производительность предприятий еще в советские времена значительно отставала от уровня промышленно развитых стран. Плановая экономика обеспечивала высокие объемы производства, однако, способствовала неэффективному использованию (разбазариванию) таких ресурсов, как труд и капитал. После распада СССР, производительность труда не только не увеличилась, но и заметно снизилась. Сейчас она в среднем в пять раз ниже американского уровня. Понятно, что это стало причиной и заметного снижения жизненного уровня. Примечательно, что снижение производительности наблюдается не только на старых предприятиях построенных еще в советское время, но и на новых, созданных после 1991 г.
В производственной сфере аналитики МакКинси выделяют три основные причины развития неблагоприятных тенденций. Во-первых, в кризисный период предприятия не смогли среагировать на сокращение их рынка сбыта адекватным сокращением численности занятых. Во-вторых, несмотря на проведение приватизации, сохранились неэффективные формы организации производства, плохая система контроля качества и отсутствие маркетинговых исследований. В третьих, предприятия отказались от инвестиций, в том числе, и от потенциально рентабельных. По мнению аналитиков МакКинси, весьма незначительные инвестиции могли бы привести к росту производительности почти в три раза.
По сути, российские фирмы проигнорировали рыночные законы, и все же выжили. В чем же причина? Очевидно, в том, что органы государственной власти попросту проигнорировали многие из этих принципов. Конкуренция сохранилась, но условия конкурентной борьбы оказались равными не для всех. Причем в наиболее привилегированном положении оказались как раз наименее эффективные предприятия. Особые условия спасли их от банкротства, поглощения и конкуренции со стороны других более эффективных предприятий. А наиболее прибыльные предприятия, наоборот, не редко сталкивались с серьезными проблемами.
Одна из проблем - высокие налоговые ставки. Если бы в России полностью собирались налоги, то доходы государства составили бы 60% ВВП. В действительности в 1998 г. этот показатель составил только 20%. В этой связи чиновники, связанные со сбором налогов, имеют большое пространство ?для маневра?. Естественно, что для предприятий с более высоким уровнем производительности, применяются более строгие требования. Например, супермаркеты платят в зависимости от региона на 20-80% больше налогов, чем другие торговые предприятия. Похожая ситуация сохраняется и с энергетическими тарифами. Например, для производства стали и цемента, важнейшая статья затрат - электроэнергия. Однако неэффективные предприятия часто оплачивают лишь малую часть своих расходов газа и электроэнергии. Местные власти, контролирующие деятельность энергетических производителей, поддерживают ?на плаву? неэффективные предприятия, часто мотивируя свои действия социальной необходимостью.
Эта политика дорого обходится России. Она затягивает процесс реструктуризации и является тормозом для экономического роста. Аналитики МакКинси считают, что устранение этих препятствий может обеспечить России экономический рост в размере 8% в год. Освобождение эффективных предприятий от этих оков могло бы благоприятно отразиться и на их инвестиционной деятельности. При наличии условий чистой конкуренции многие предприятия стали бы обращать внимание на модернизацию своих мощностей, в страну потекли бы иностранные инвестиции. В действительности, после распада Советского Союза, их уровень постоянно падает. Кроме того, помощь неэффективным предприятиям является причиной хронического бюджетного дефицита, который в свою очередь нарушает макроэкономическую стабильность в стране. Разные ?правила игры? также способствуют процветанию коррупции.
В целом диагноз об угнетаемой государством экономике, поставленный аналитиками МакКинси, не является новым. Однако сейчас, как и раньше, в России не видно политической воли для развития застывших на полпути реформ и сокращения влияния государства. В новой Думе сторонники либеральной экономики представляют собой лишь небольшую группу. Кремлевский лидер Путин, хотя и говорит о намерениях проводить реформы, однако в предложенных им мерам угадываются старые интервенционистские рефлексы. Кроме того, в наследство ему досталась глубоко коррумпированная система, косность которой может разрушить любые благие намерения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях