Статьи по дате

The Times | 8 февраля 2000 г.

Чеченские полевые командиры в ожесточенной борьбе за власть

Джилс Уиттелл

На прошлой неделе Шамиль Басаев позволил снять на телекамеру, как ему под местным наркозом ампутировали ступню правой ноги. Подобная реклама может сослужить полевому командиру хорошую службу: чеченцы и весь мир, ждут, когда в Чечне появится настоящий лидер.

Изгнанные из разрушенного Грозного, лидеры чеченских повстанцев теперь скрываются в надежных убежищах в заснеженных горах или с боем пробиваются к ним. В ходе осады Грозного трое из них были убиты, а те, кто выжил, по-прежнему вместе борются против общего врага. Однако вчера эксперты пришли к мнению, что, по мере перемещения боевых действий в горные районы Чечни, между чеченскими вооруженными формированиями разгорится еще более ожесточенная борьба за власть.

Все еще мечтающие о независимости чеченцы по-прежнему возлагают свои надежды на президента Масхадова. В ноябре он покинул Грозный, а вчера попытался подтвердить свои позиции в качестве чеченского руководителя, находясь в каком-то убежище в горах.

"У нас достаточно людей и боеприпасов для ведения длительной партизанской войны",- заявил он по российскому телевидению. В интервью газете "Таймс" его официальный представитель в Москве Шарип Юсупов утверждал, что к Масхадову присоединяется все больше бойцов - в основном это бывшие мирные граждане, которые взялись за оружие после разрушения Грозного. "Весь чеченский народ, включая Басаева, поддерживает Масхадова как политического лидера и главнокомандующего",- добавил Юсупов.

Проблема состоит в том, что мало кто в Чечне в это верит. Подорванные трехлетней кровавой войной кланов, позиции Масхадова еще более ослабли в результате военного поражения и в связи с необходимостью постоянно менять убежища, чтобы просто выжить в условиях суровой кавказской зимы. Он является единственным чеченским лидером, имеющим высшее образование и руководившим подобием кабинета министров.

Тем не менее, Масхадов не способен объединить чеченских сепаратистов. "Из-за традиционной для Чечни вражды кланов, у нее нет единого политического лидера",- заявил вчера сотрудник московского института Карнеги Алексей Малашенко.

"В связи с отсутствием такого лидера у Москвы возникнут серьезные проблемы, однако создание искусственной фигуры, с которой можно будет вести переговоры, в долгосрочной перспективе создаст еще больше проблем."

Потенциальных пророссийски настроенных лидеров найти не так-то просто. Кремль уже освободил из тюрьмы Беслана Гантамирова, чтобы он возглавил формирования милиции во время штурма Грозного. Подобные фигуры уже запятнали себя сотрудничеством с Москвой и, поэтому, вряд ли пользуются уважением в горах, где, по словам местных жителей, стремление к независимости никогда не умрет.

И здесь может сказать свое слово Басаев, которого россияне не хотели бы видеть чеченским лидером, но которого уважают за проявленную отвагу на поле боя. После ранения он стал как никогда популярен среди наиболее радикально настроенных сепаратистов. Однако, с тех пор, как Россия исключила возможность диалога с Басаевым, он потерял шанс стать номинальным чеченским лидером.

Человеком, который имеет и опыт ведения боевых действий, и опыт переговоров, является Зелимхан Яндарбиев, - отмечает газета. В ходе прошлой чеченской войны он оказал давление на Россию, чтобы она вывела свои войска из Чечни. Яндарбиев возглавляет третью по величине из наиболее влиятельных чеченских групп.

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru