The Washington Post | 8 февраля 2000 г.
Тоталитарные идеи: о чем они думали!
Леон Эрон
?Мне на плечи бросается век-волкодав?. Так написал в 1931 г. один из величайших поэтов этого века Осип Мандельштам задолго до Великой чистки, холокоста и своей собственной смерти в Гулаге от голода семь лет спустя. Тем не менее, Роберт Конквист, знаток и любитель российской поэзии, вероятно, согласится, что метафора Мандельштама стала бы прекрасным эпиграфом к его книге, посвященной веку ?фатальных идей?, в котором человечество оказалось ?растерзано и растоптано преступной идеологией?.
Роберт Конквист является обладателем многих талантов: он поэт, переводчик, беллетрист, автор биографических и критических работ, и, к тому же, признанный в мире специалист по истории Советской России. Конквист принадлежит к узкому кругу ?гигантов?, превративших исследование тоталитарной ?несвободы? и защиту свободного мира в дело своей жизни. Среди них, Раймонд Арон, Ханна Арендт, Исайя Берлин, Джордж Оруэлл, Альбер Камю, Василий Гроссман и Александр Солженицин. В эту великолепную когорту входят также блестящие специалисты по истории царской и советской России, как Мартин Малиа, Ричард Пайпс, Леонард Шапиро и Адам Улам. В течение более четырех десятилетий Роберт Конквист был самым неутомимым и упрямым исследователем кошмарной летописи советского тоталитаризма.
Предметом его книги являются не тоталитарные институты, технология власти или летопись террора. Об этом он написал в своих уже ставших классикой книгах ?Большой террор? (The Great Terror) и ?Урожай скорби? (The Harvest of Sorrow). В первую очередь Конквиста интересуют тоталитарные ?идеи? - идеи, которые ?претендовали на трансцендентальность, но, будучи ошибочными и обманчивыми, опустошили умы и целые страны, став реальным претендентом на завоевание мирового господства?. И Конквист мастерски проанализировал эти идеи, их интеллектуальную родословную, тайну из возникновения, их удивительную жизнеспособность и те изменения, которые они внесли в ?свободный мир?.
Превосходно написаны главы, посвященные марксизму, национал-социализму , тоталитарному государству, холодной войне и ?советскому болоту?, причем последний 30-страничный раздел, лучшее, что ?я когда-нибудь читал из написанного о политических, социальных, моральных и экономических аспектах социалистического эксперимента?, отмечает автор рецензии. И при этом, его книга - захватывающая история об ?интеллектуальном и моральном бесчестии? прогрессивной западной интеллигенции.
Сущность обвинений Конквиста в том, что интеллектуалы отказались от своего ?морального долга? изучать факты и рассказывать правду, выступая против наиболее пагубных проявлений ?несвободы? и защищая свободное общество, в котором им повезло появиться на свет.
Используя основные идеи Арона и Берлина (свобода, ее слабые и сильные места, источники обновления и упадка), Конквист профессионально исследует современную политическую культуру Соединенных Штатов и Великобритании. Угрозу свободе он видит в ?страстной? политике, которая выгоды, приносимые конкуренцией, превращает в ?причины?; в существовании гигантской правительственной и внутрифирменной бюрократии; и, естественно, в академическом мире, с его многочисленными ?исследованиями? и ?эфемерной ортодоксальностью?.
При всей серьезности этого исследования его ценность далеко выходит за рамки социальных наук, считает автор рецензии. Эта книга, пронизанная цитатами из Пушкина, Достоевского, Чехова, других русских писателей и философов, а также Аристотеля, Гиббона и Спенсера излучает мудрость и наполнена афоризмами. Только одна глава (об объединении Европы, яростным противником которого является Конквист) кажется слишком длинной и немного не к месту в этой книге. Книга Конквиста, как выдержанный портвейн, - густая, полупрозрачная и очень тонкая, заключает автор рецензии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях