Los Angeles Times | 8 февраля 2002 г.
Воплощая в металле олимпийскую славу
Кара Миа Димасса
Дизайнерская фирма Брента Уоттса была известна разве что изготовлением дизайна упаковки для компьютерной игры Hot Wheels и созданием на Пятой авеню огромной витрины к фильму "Кот в шляпе", который скоро выйдет на экраны.
Однако на этой неделе более миниатюрный образец творчества компании из Пасадены размером 4 дюйма в длину и 3,25 в ширину привлек к себе внимание всего мира. Речь идет о золотых, серебряных и бронзовых медалях Зимних Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити.
Создание олимпийской медали требует воплощения символизма Игр в неодушевленном объекте. Медаль должна показывать красоту спорта. Она должна отражать суть и атмосферу Игр. И все это необходимо сделать на пространстве, размеры которого - не больше ладони.
Однако поручение олимпийского комитета предоставляет дизайнеру возможность создать нечто на века.
Создание олимпийской медали - длительный и трудоемкий процесс. Начавшись в середине 2000 года с получения приглашения участвовать в дизайнерском конкурсе и грубых набросков в блокноте Уоттса, он потребовал усилий целой группы художников, скульптора и гравера, а также 1000-тонного металлического пресса. Окончательный вариант медалей, которые весят чуть больше фунта, можно будет увидеть уже в пятницу, когда откроется Олимпиада.
В античные времена победителей Олимпиады награждали оливковой ветвью, которая была учреждена по предложению дельфийского оракула [этот обычай был введен, начиная с седьмой Олимпиады, когда дельфийский оракул приказал Ифиту заменить оливой яблоневую ветвь, которую вручали победителю раньше ? примечание "Инопрессы"]. Однако с 1896 года призерам Олимпийских игр стали давать золотые, серебряные и бронзовые медали.
Международный олимпийский комитет ввел строгие правила относительно дизайна медалей для Летних игр, однако организаторы Зимних игр всегда имели свободу для творчества. В прошлом медали Зимних Олимпиад были и квадратными, и цветными, и изготавливались даже из камня и стекла.
Члены оргкомитета Игр в Солт-Лейк-Сити имели ясное представление о том, какими они хотели бы видеть олимпийские медали, - подчеркнул председатель этого комитета Митт Ромни. Они хотели создать нечто, что бы отражало красоту природы Юты. И они хотели, чтобы получилось что-то особенное. Предложение одного из 100 претендентов на разработку дизайна медалей было отвергнуто только из-за того, что украшения из сосновых шишек слишком сильно напоминали о медалях, которыми награждали участников Олимпиады 1992 года в Альбервиле.
Кроме того, по словам Ромни, он хотел создать настоящее произведение искусства, а не просто красивую художественную работу.
Уоттс, возглавляющий Axiom Designed Communications, подчеркнул, что обычно он не принимает участия в конкурсах. Однако нынешний конкурс для Уоттса, уроженца Юты, был особенным.
"Для нас это поручение значило то же самое, что значит завоевание медали для атлета, - заявил Уоттс. - Медаль за победу должна символизировать что-то определенное. Мы изучили историю соревнований, посмотрели, какими медалями награждали в прежние времена".
Уоттс изучал изображения американских драгоценностей, ковров и покрывал. Он восхищался органичными формами эскимосского искусства. Он искал вдохновения в классических образах атлета, как победителя, которые были найдены в греческих захоронениях. Находясь вместе с семьей в отпуске в Варшаве, он купил в одном антикварном магазине три медали коммунистической эпохи, которые в конце концов помогли ему выбрать покрытие для олимпийских медалей.
А кроме того ? и это быть может сыграло главную роль ? Уоттс долго и внимательно разглядывал серию скульптур "невольников" Микеланджело, первоначально предназначавшуюся для украшения могилы Папы Юлия II в начале 15 века. Статуи, которые так и не были завершены, изображают фигуры, которые кажутся выходящими из грубо отесанных мраморных блоков.
Микеланджело однажды назвал искусство скульптуры освобождением фигуры, заключенной в мрамор. И придуманные Уоттсом медали создают подобное ощущение.
Нынешние медали можно назвать уникальными по многим параметрам. Они шире, толще и тяжелее, чем когда бы то ни было. Все драгоценные металлы, включая 6 грамм золота (остальную часть составляет, главным образом, серебро) были добыты в Юте.
Кроме того, сама форма медали не совсем круглая. Из-за этой органичной формы, - говорит Ромни, - медаль выглядит, словно ее достали из одной из рек Юты.
"Мы не хотели специально отражать гористую местность американского Запада, - подчеркнул Уоттс, - но хотели на нее намекнуть".
Для придания медалям подобной формы их прессовали под давлением, эквивалентным усилию в 2 млн. фунтов [около 1000 тонн ? примечание "Инопрессы"], а затем доводили до совершенства вручную. На создание каждой медали уходило около 20 часов.
Всего для Игр была изготовлена 861 медаль. По меньшей мере 444 из них будут вручены призерам Олимпиады; остальные были изготовлены на случай, если в каких-то соревнованиях окажется несколько победителей, а также для архива МОК и его музея в Лозанне.
Тот факт, что было изготовлено такое незначительное количество медалей, - подчеркнул Джим Гринсфелдер, соавтор справочника "Олимпийские медали", - делает их невероятно ценными с точки зрения коллекционеров. Для коллекционеров раритет намного важнее красоты".
Хотя вручаемые участникам Олимпийских игр памятные медальоны меньшего размера продаются и покупаются уже давно, купля-продажа медалей, вручаемых призерам Игр ? довольно недавно возникшее явление.
Когда олимпийские медали появляются на аукционе, обычно неизвестно, какой спортсмен из завоевал (большинство продаваемых медалей принадлежат участникам командных видов спорта, где их вручают каждому спортсмену). Однако, по словам многих коллекционеров, большинство медалей, которые они видят на аукционах, продаются спортсменами из бывших советских республик.
И все же даже с учетом неясного происхождения, призовые медали на недавних аукционах стоили от 3000 до 7000 долларов. К примеру, золотая медаль чемпиона Летней Олимпиады 1992 года по бейсболу была продана на прошлой неделе за 3100 долларов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях