Stern | 8 февраля 2008 г.
Сомнительные связи
Ханс Мартин Тиллак
Новые неприятности для консорциума Nordstream по строительству Балтийского газопровода, возглавляемого Герхардом Шредером: дочерняя компания "Газпрома" связалась с сомнительным берлинским предпринимателем, который представляет совет директоров несуществующей компании
Без сомнения, Манфред Безе - важный человек. На его столе - восемь стопок с визитными карточками. Во времена ГДР он был прокурором, сегодня, будучи адвокатом, он возглавляет несколько фирм и союзов. Тот, что хочет попасть к нему, должен пройти портик роскошного Берлинского дворца, свернуть направо к офису Безе - и там подождать около получаса. Шеф на конференции с министрами из России, сообщает секретарь.
"У меня в России отличные контакты, и, конечно, я их иногда использую", - говорит моложавый 56-летний адвокат, когда совещание с украинским министром (он назвал это так) окончено. Наверное, он использует эти связи с в работе с компанией Nordstream. Контрольный пакет акций этой компании принадлежит российскому монополисту "Газпрому", во главе совета директоров стоит небезызвестный Герхард Шредер, и компания имеет серьезные намерения по строительству газопровода по дну Балтийского моря. Безе, со своей стороны, хочет "тесно" сотрудничать с Nordstream. По крайней мере, это заявлено целью организации International Institute of Ecological Safety for Baltic and Northern Seas, которую Безе основал летом 2006 года.
Защита окружающей среды как предлог для лоббирования
При участии Nordstream эта организация в марте прошлого года уже организовывала конференцию в Берлине. По словам Безе, его воодушевил на это один его русский друг. А зовут этого друга Тенгиз Борисов, адмирал флота в запасе, имеющий звание "Героя Российской Федерации". Институт Безе указывает на опасности, которые обусловлены затоплением после Второй мировой войны в Балтийском море немецкого химического оружия. Другими словами: это угрожает Балтийскому морю, поскольку, по некоторой информации, американцы и британцы не открывают, в каких конкретно местах они затопили нацистское оружие. Чего нельзя сказать о России, которая, по словам Безе, "вышла из этого картеля молчунов".
На эту проблему адвокат хочет обратить внимание и депутатов бундестага. Он уже встречался со многими депутатами, и, по его словам, некоторые из них настроены "весьма решительно". Весной, надеется руководитель института, в парламенте могут даже состояться слушания по этому вопросу. Цель берлинского института, который, чтобы не создавать дополнительных сложностей, разместился прямо в офисе Безе, должны быть близки и компании Nordstream. Консорциуму приходится опровергать обвинения, что его строительные работы могут поднять с морского дна похороненные там ядовитые вещества, - разумеется, было бы гораздо удобнее свалить вину за эту проблему на Вашингтон и Лондон.
Противоречивые опровержения
Менеджер компании Nordstream Барбара Кальник охотно согласилась выступить в качестве "делегата", когда Безе пригласил представителей компании на конференцию. Для других участников было очевидно, что "это мероприятие, организованное "Газпромом". Так, по крайней мере, считает Вальтер Карпф из общества защиты морских млекопитающих. "Русские выступали там организованно", - рассказывает Карпф. Среди них были даже российский замминистра, космонавт и "советник президента России". Адвокат сердечно попрощался с менеджером Кальник, вспоминает Карпф: "Передавайте привет руководству!" - прокричал он ей на прощанье. Безе этого не отрицает - по-видимому, затраты на проведение конференции, составившие 15 тыс. евро, он целиком взял на себя.
При этом представитель Nordstream Йенс Мюллер заверил, что его компания никак не связана с институтом Безе. Тот факт, что Кальник выступала с докладом на конференции, представлял собой лишь "попытку привнести реальность в дискуссию". Безе активно отрицает тот факт, что действует по поручению "Газпрома". При этом он отрицает и то, что заместителя председателя его института зовут Тамара Лавровская - несмотря на то, что экономист из Москвы в документах института значится именно на этой должности. Еще четверо из восьми учредителей также являются выходцами из России. Среди них и московская фирма некоего Ивана Мазура. Человек с таким же именем возглавляет компанию "Роснефтегазстрой", занимающуюся нефтегазовым строительством. Но, по словам Безе, "этот человек здесь ведет не очень активную деятельность".
"Крупнейший спутниковый проект"
Интересы Безе сосредоточены не только на России и США, но и на космосе. Он является главой совета директоров компании Leo Sat Courier, реализующей, по его словам, один из "крупнейших спутниковых проектов". Это акционерное общество планирует запускать в космос телекоммуникационные спутники при помощи российских ракет. Об этом уже заявлял партнер Безе Ханс-Холгер Кирххофф почти 10 лет назад.
Таким образом, у компании большие планы - если бы не один изъян: ее не существует. Ни в Германии, ни где-нибудь еще ее нельзя найти в торговом реестре. "Она находится в стадии учреждения", - говорит Безе. Но на своем сайте фирма утверждает, что основана в 2005 году.
Что ж делать, говорит Безе, учреждение акционерного общества - непростая задача. Зато от совета директоров Leo Sat Courier, видно, несложно оказаться приглашенным на разные мероприятия - например, на проходящий в эти дни Германо-арабский экономический форум. Или, как в декабре 2006, поехать в Абу-Даби в качестве делегата от министерства экономики.
Тот факт, что фирмы не существует, в министерстве экономики, возглавляемом Михаилом Голосом (ХДС), как-то не бросился в глаза. Если бизнесмен демонстрирует "серьезный интерес", он может принять участие в поездке, объяснил сотрудник министерства. К тому же сотрудники компании оплатили поездку сами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях