The Christian Science Monitor | 8 января 2002 г.
Россия скептически относится к договоренностям, не записанным на бумаге
Фред Уэйр
Такими теплыми отношения между Россией и США не были со времени окончания Второй Мировой войны, но эксперты предупреждают, что новые отношения могут испортиться из-за листка бумаги - или его отсутствия.
Вашингтон объясняет свои условия нового мирового порядка в сфере безопасности, Кремль изо всех сил старается понять, какое место в нем займет Россия. Президент Владимир Путин сказал Джорджу Бушу, что может согласиться на лидерство США и даже на значительную часть их мировых планов. Но все зависит от того, будет ли урегулирован один спорный момент.
Россия хочет получит место за одним столом с западными странами - место зафиксированное в солидном документе. США предпочитают свободные отношения, не обремененные громоздкими договорами.
"Пока есть лишь два президента, которые мило поговорили, что очень хорошо, - говорит Олег Наумов, член комитета по внешней политике Госдумы. - Но президенты приходят и уходят. Договоры остаются. Сегодня в мире возник правовой вакуум. Его необходимо заполнить чем-нибудь надежным".
В конце прошлого года США заявили о том, что в одностороннем порядке выходят из Договора по ПРО 1972 г., который Россия считает основой ядерной стабильности. Буш утверждает, что этот договор является "пережитком холодной войны", связывающим Америке руки в тот момент, когда из-за террористической угрозы необходимость в развертывании противоракетной обороны становится все более актуальным.
В целом республиканская администрация считает, что договоры по контролю над вооружениями только мешают странам, между которыми сложились дружеские отношения.
Точка зрения Кремля
Ожидалось, что Москва начнет активно выражать недовольство, но Путин спокойно отреагировал на заявление США, назвав принятое решение "ошибкой", но согласившись с тем, что оно не создает непосредственной угрозы безопасности России. "Путин очень гибок, он выражает готовность заключить совершенно новое соглашение, - говорит Александр Каладин, эксперт полуофициального московского Центра проблем разоружения. - Но мы ожидаем, что Договор по ПРО будет заменен на что-либо более соответствующее новым временам. Россия ждет".
Эксперты говорят, что Кремль надеется заключить в этом году как минимум два новых договора. Во-первых, устная договоренность между Путиным и Бушем о сокращении стратегических ядерных сил до 2000 боеголовок должна быть представлена в виде серии взаимных правовых обязательств, предусматривающих механизмы контроля. Во-вторых, Кремль надеется подписать новый документ, регулирующий соотношение оборонительных и наступательных арсеналов. Этот документ заменит Договор по ПРО. Возможно он будет подписан до начала визита Буша в Россию, который должен состояться в середине 2002 г.
"Если прежние договоры устарели, давайте заменим их новыми, - предлагает Наумов. - Но мы должны жестко контролировать количество стратегических вооружений, устанавливая баланс с развертыванием системы противоракетной обороны. За счет простого рукопожатия невозможно гарантировать глобальную стабильность".
Многие российские эксперты вспоминают предыдущий момент потепления между сверхдержавами в середине восьмидесятых, когда советский лидер Михаил Горбачев призывал резко сократить ядерные арсеналы и закончить сорокалетнее противостояние Холодной войны. Тгогда президент США Рональд Рейган отреагировал на страстное стремление Советского Союза к разоружению, процитировав старую российскую поговорку: "Доверяй, но проверяй".
"Это мудрое высказывание, применимое во все времена, - говорит Сергей Казюннов, аналитик независимого московского Института Национальной Безопасности. - Москвичи уверены, что США переоценят свои собственные интересы, и мы начнем новый процесс контроля над вооружениями".
Российские лидеры опасаются, что как только международная кампания по борьбе с терроризмом затихнет, США утратят интерес к переговорам с Россией. Но еще большее беспокойство вызывает то, что российское военное руководство, политическая элита и общественность могут выступить против прозападной политики Путина, если не увидят явных результатов.
"Российская пропаганда и дипломатия много лет кричит, что Договор по ПРО должен быть неприкасаем, - рассказывает Андрей Пионтковский, независимый политический аналитик. - Путин сделал смелый поворот на 180 градусов и пошел новым курсом. Но люди воспринимают это как предательство российских национальных интересов и ценностей, потому что именно это им все время говорили".
Узы с Западом
В долгосрочной перспективе Путин надеется, что Россия станет частью западной системы, что ее свяжут с Западом миллионы нитей в сфере коммерции, инвестиций, общих взглядов, политического сотрудничества, личных отношений. Но его политике нужна помощь, чтобы она выдержала краткосрочные сложности.
"Буш всегда говорит, что США не нужны договоры о контроле с Великобританией или Францией, потому что они друзья. Но этот аргумент не работает, когда речь идет о России, - объясняет Александр Коновалов, директор независимого Института Стратегических Оценок. - Для России стратегические отношения - не просто пережиток холодной войны. Они остаются основным способом определения наших позиций в мире. Не придав им новую надежную правовую форму, нам будет сложно интегрироваться с Западом во всех остальных сферах".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях