Corriere della Sera | 8 января 2004 г.
Франция: вслед за платком и кипой под запретом может оказаться и Че Гевара
Массимо Нава
На территории мусульманского на 95% острова Майотта (французская заморская территория) в государственных школах будет запрещено ношение исламского покрывала, но его автономный статус все так же допускает полигамию и отказ жить с женой.
Напротив, остров Реюньон в Индийском океане давно стал перекрестком культур и религий. Там каждый одевается как хочет и не обращает внимания на то, какие решения принимают в Париже.
Учащиеся-мусульманки школ Франции могут перевестись в частные католические учебные заведения, где в большинстве случаев ношение покрывала не запрещено.
"Мне известно, что наши братья-католики отличаются терпимостью", - заявил вчера Ладж Брезе, председатель Союза исламских организаций Франции, оставив таким образом на совести девушек выбор и подтвердив свое негативное отношение к закону о запрете на ношение платков.
Умеренные мусульмане предлагают носить маленькую зеленую бандану. А более экстремистски настроенные приверженцы ислама планируют провести 17 января день европейской солидарности, апеллируя к свободе вероисповедания, признанной 18-й статьей Всеобщей декларацией прав человека.
Движение солидарности с мусульманами Франции ширится и за рубежом, во многих исламских странах, и в самой Франции.
Еще до обсуждения Национальной ассамблеей закона о запрете на ношение религиозных символов, таких, как кипа или большие распятия, его проект будоражит Францию, пожалуй, больше, чем проблемы, которые спровоцировали его появление. Заранее можно было предположить, что попытка урегулировать такой деликатный вопрос путем принятия закона вызовет бурю критики, сомнений, дискуссий и споров.
Но это ничто по сравнению с инициативами некоторых депутатов-правоцентристов, которые говорят: если государственные заведения, в частности школа, должны быть нейтральным пространством, то следует запретить и ношение политических и партийных символов. Кое-кто хочет, чтобы вместе с мусульманским платком из школ Франции исчезли футболки с изображением Че Гевары, палестинские кефии и т.д. Можно также начать дискуссию о ношении красного шарфа или значка с изображением Ширака.
Таким образом, речь идет о бесконечной спирали сомнений, которые могут скомпрометировать мероприятие, целью которого должно было стать подтверждение "принципа равенства" и уважения основополагающих ценностей государства и свободы совести. Протесты мусульманских организаций могут пронизывать всю толщу социальной жизни, где и без того уже явно обозначились проблемы с интеграцией и общественным порядком. Распространение закона и на политические символы может превратиться в "блуждающую мину" накануне важных выборов.
Закон о религиозных символах должен вступить в силу в начале будущего учебного года. Пока неясно, как будет реализовываться этот закон, какие санкции им предусмотрены (временное исключение или исключение из учебного заведения) и кто будет принимать решение.
Инициатива Франции не оставила безразличными и некоторые европейские государства. Дебаты по вопросу о религиозных символах развернулись также в Германии и Бельгии.
Французский проект может оказаться амбициозным, а может потерпеть крах. 40% молодых арабов - безработные, среди них как иммигранты, так и родившиеся во Франции, они составляют большую часть обитателей тюрем, 25% живут ниже уровня бедности. В провинции покрывало и религиозные корни становятся знаменем протеста, выражением самобытности и очень часто - инструментом давления на молодых иммигранток, которые хотели бы чувствовать себя французскими гражданками не только по закону, но и по образу жизни.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях