The Telegraph | 8 января 2004 г.
Почему вы не понимаете слов, когда слушаете оперные сопрано
Роджер Хайфилд
Физики поняли, почему трудно следить за сюжетом опер, даже если они исполняются на английском языке. Ученые установили: чтобы сопрано были слышны при звуках большого симфонического оркестра, они настраиваются в резонанс своего голосового тракта, усиливая звучание на верхней границе диапазона.
Хотя это дает им возможность издавать звуки, заполняющие Альберт-холл, приходится жертвовать внятностью, поскольку гласные, которые сопрано поют полным голосом, так и звучат.
Открытие, о котором сообщается в сегодняшнем номере Nature, сделали д-р Джон Смит, Элоди Джоливо и профессор Джо Вулф из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии. "За то, чтобы их слышали, сопрано платят внятностью", - заявил Смит.
Физики изучали девять сопрано, получивших обычную классическую подготовку, в течение девяти лет и подтвердили догадку о том, что певцы используют эффект резонанса для форсирования высоких нот. "Об этом свидетельствует такой факт: чем выше ноты, тем шире они открывают рот и улыбаются", - сказал Смит.
Голосовой тракт, включая язык и рот, имеет несколько резонансов, которые усиливают звуки, возникающие в гортани. Ученые измеряли частоты резонансов, когда сопрано пели восходящие гаммы. В верхней (но не в нижней) части диапазона певцы действительно настраивали один из резонансов в соответствии с тем, что они пели, и производили более сильный звук при одинаковых усилиях.
Но гласные звучат очень похоже, и понимать слова труднее, поскольку на согласные оказывается другое воздействие. "Настройка резонансов означает, что "ла", "ло", "лу", "ле" и "ли" в верхних регистрах звучат почти одинаково", - отметил Смит.
"Мы продемонстрировали, что сопрано усиливают звук, издаваемый голосовыми связками, "настраивая" форму своего голосового тракта в соответствии с высотой звука", - заявил профессор Вулф.
"Результат немного напоминает эффект, которого вы достигаете, когда поете в ванной, - сказал он, добавив, что даже в этом случае "гласные трудно различить, поскольку на высоких нотах частотной информации недостаточно".
Этот эффект отмечался и раньше: в XIX веке французский композитор Берлиоз в своей книге об оркестровке опер предупреждал, что оперные композиторы должны его учитывать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях