Le Temps | 8 января 2008 г.
Кавказу не нужна Грузия, интегрированная в НАТО
Ришар Верли
Грузины одобрили вступление страны в НАТО, хотя это не самый актуальный вопрос для них. Приоритетными являются стабильность и отношения с Россией.
У молодой независимой республики Грузии есть много причин стремиться вступить в НАТО. Соседняя огромная Россия не упускает случая, чтобы громко не выступить против властей Тбилиси. А поддержка, оказываемая Москвой двум сепаратистским регионам, Абхазии и Южной Осетии, подрывает авторитет грузинских властей и приводит к сохранению в этом важном стратегическом районе Кавказа "абсцессов", в любой момент способных переродиться в открытые конфликты.
В сложившихся условиях решение бывшего главы государства Михаила Саакашвили параллельно с выборами президента в минувшие выходные провести референдум по вступлению своей страны в Североатлантический альянс, совершенно логично с политической точки зрения. Сегодня Грузия включена в программу НАТО "Партнерство ради мира" (как и ее соседи - независимые государства Кавказа, а также Швейцария), она принимает участие в урегулировании проблемы Косово и обещала направить контингент в международные силы, развернутые в Афганистане. Господин Саакашвили во время посещения штаб-квартиры НАТО в Брюсселе в феврале прошлого года предупредил генерального секретаря организации Яапа де Хооп Схеффера: "Мы стоим на пути вступления в НАТО, и ничто не может заставить нас свернуть с избранного пути". Его заявление, в частности, опиралось на поддержку, оказанную ему на саммите НАТО в Риге в ноябре 2006 года по вопросу о территориальной целостности Грузии.
Подтвержденный различными институтами по изучению общественного мнения, положительный результат референдума не может, тем не менее, коренным образом изменить стратегическую ситуацию в регионе. Прежде всего, это голосование, какое бы символическое значение оно ни имело, не является решающим для вступления в ведущий военный мировой альянс. Кроме того, Западу пришлось бы многим поступиться, если бы он решил ускорить график вступления Грузии в НАТО. Кавказ представляет собой аванпост трех фронтов, "открытых" с Россией Владимира Путина: это энергетический фронт, ибо Грузия является главным транзитным путем доставки нефти на Черное море, а затем в Западную Европу; этнический фронт, существующий в связи с присутствием сильных русских меньшинств; и, наконец, военный, поскольку Россия считает неприемлемым появление новой базы НАТО у своих границ.
Другой причиной, по которой НАТО не готово распахнуть свои объятия Грузии, является двойственная позиция Соединенных Штатов. Если нынешняя американская администрация, преданная доктрине Рамсфельда о размещении военных баз как можно ближе к очагу угрозы, рассматривает в данном случае Грузию, непосредственную соседку России, как возможное место дислокации американских солдат, то дипломаты в Вашингтоне прекрасно понимают, что ответные меры Москвы будут сокрушительными по двум основным направлениям: по Косово, где размещены более 15 тыс. военнослужащих НАТО в составе KFOR, и по иранском ядерному досье.
Судьба Косово, вопрос о которой заблокирован в Совете Безопасности ООН до середины января, систематически сравнивается российскими дипломатами с положением в Грузии, чтобы оправдать категорическое неприятие одностороннего провозглашения независимости этой территории. По мнению Кремля, подобный жест властей Приштины неизбежно станет сигналом для выступающих за отделение Абхазии и Южной Осетии. Михаил Саакашвили, подвергающийся критике со стороны таких организаций, как l'International Crisis Group, за свою националистическую риторику и отказ вступить в диалог с отколовшимися провинциями, является для НАТО не только объявленным союзником: его также можно считать причиной возникновения затруднительных ситуаций на восточном фланге альянса.
Вероятнее всего, НАТО теперь попросит Тбилиси запастись терпением. Ближайший саммит НАТО в апреле в Бухаресте состоится через месяц после российских выборов президента в марте, поэтому вряд ли Североатлантический альянс рискнет добавить в повестку дня кавказской "остроты". НАТО оправдает отсрочку принятия Грузии необходимостью реформирования грузинской армии и усиления демократического контроля за Вооруженными силами со стороны парламента. Саакашвили, со своей стороны, может воспользоваться хорошими отношениями с Североатлантическим альянсом, чтобы укрепить свою легитимность, растрескавшуюся в результате субботнего голосования.
Но, тем не менее, существует опасность увидеть молодого вновь избранного президента, известного своей горячностью, любовью к провокациям и склонностью к авторитаризму, проявляющим еще большую грубость в отношении абхазов и осетин - и их российского покровителя - чтобы извлечь пользу из нестабильности и вновь постучать в двери НАТО, но уже в качестве лидера, оказавшегося в осаде.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях