Le Temps | 8 июля 2003 г.
Швейцарская армия готовится к информационной войне
Титус Платтнер
Политически это не безопасно. Однако швейцарская армия твердо намерена подготовиться к информационной войне, а в случае необходимости ? использовать информацию как оружие. Еще в марте, получив добро министра обороны страны Самуэля Шмида, небольшая группа из восьми человек занялась концептуальной разработкой того, что в англосаксонской терминологии называется information operations. Работа продолжится до 2004 года.
К этому времени рабочая группа, сотрудничающая с широким кругом швейцарских и иностранных специалистов, должна будет определить потребности Швейцарии в защите от кампаний дезинформации и дестабилизации. Одновременно ей предстоит выработать доктрину, определяющую, как армия может использовать технологию информационной войны в собственных интересах. На этой стадии все варианты рассматриваются, говорится в документе для служебного пользования. Но узнать об этом какие-то подробности невозможно: вся информация засекречена.
"Отставание Швейцарии и европейских стран в целом огромно", ? говорит один из высокопоставленных участников проекта. По его словам, конфликты последних лет показали растущее значение этой технологии. "После войны в Косово, ? поясняет другой офицер, входящий в рабочую группу, ? благодаря СМИ широко распространился слух: военные страдают "балканским синдромом", среди них ненормально высок процент заболеваемости лейкемией ? результат применения снарядов с обедненным ураном". Лишь позже выяснилось, продолжает он, что эта информация была в действительности запущена российскими и греческими спецслужбами, пытавшимися дискредитировать акцию, представив ее как интервенцию против Сербии.
В самом деле, из-за возросшей в последние годы роли средств массовой информации каждая военная акция получает оправдание или, напротив, осуждение со стороны очень большого количества людей. Военное вторжение ? теперь не только дело государственной власти. Немудрено, что американская армия, чтобы выиграть военную операцию Iraqi Freedom, прибегла ? в чем ее подозревают ? к фальсификации ряда документов, показанных прессе. Журналисты, передвигающиеся в американских и британских бронетанковых колоннах, согласившись на определенные условия, тоже стали частью information warfare, как ее называют американцы. Есть и более традиционные методы ? например, создание "своих" радио- и телестанций или разбрасывание листовок с самолетов, они также относятся к информационной войне.
Правда, не все согласны с американским подходом. В Европе демонстрируют несколько иную точку зрения, говоря об "информационных операциях". Большинство европейских стран предпочитает использовать информацию в своих интересах, но не искажать факты совсем уж откровенно. "Нет никаких сомнений, что мы будем придерживаться этого подхода", ? заверяет один из участников швейцарского проекта.
Чтобы группа не уклонилась в ненужную сторону, был создан комитет по надзору, состоящий преимущественно из профессоров университетов и политиков. Параллельно работает группа юристов из различных ведомств, которая изучает правовые последствия реализации проекта. "Мы понимаем, что идем по минному полю", ? признает источник, близкий к разработке проекта. В этом плане чрезвычайно важно провести грань между обычной ситуацией и ситуацией вооруженного конфликта. "В мирное время будущий отдел "информационных операций" должен бездействовать, ? говорит он, ? но выработать технологию на случай войны необходимо".
Председатель комиссии по политике в области безопасности Йозеф Лой, знающий о существовании этой рабочей группы, не видит особых препятствий к продолжению ее работы. "Но не следует создавать структур, которые привели бы к конфронтации с уже существующими службами", ? тут же добавляет он. По этому поводу можно не волноваться: если такой отдел будет создан, считает один из участников группы, он сможет опираться только на уже существующие структуры.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях