Tagesspiegel | 8 июля 2004 г.
Спору тоже нужно учиться
Кристоф фон Маршал
Правительство сознательно загоняет крупнейший концерн страны в банкротство. В Германии такое было бы немыслимо. Канцлер Шредер, наоборот, с удовольствием выступает в качестве спасателя, как было, например, в случае кризиса Holzmann и Bombardier. В то же время о его друге Путине, которого он сегодня навещает в Москве, во всем мире говорят в связи с действиями против нефтяного миллиардера Ходорковского и его фирмы ЮКОС.
Дело не столько в налоговой недоимке на 2,8 млрд евро - ее Кремль не замечал на протяжении нескольких лет. Долги по налогам являются для Путина лишь средством достижения цели. Он хочет снова национализировать приватизированную часть нефтяной промышленности. В этом смысле процесс заставляет беспокоиться, в том числе и Германию, ведь треть ее импорта нефти и газа идет из России. Канцлер и сопровождающие его менеджеры к тому же должны задуматься о безопасности германских инвестиций в путинской империи - и поднять этот вопрос.
Система ценностей страны видна по тому, как в этой стране решаются конфликты. Германия - это общество консенсуса, где противоположные интересы примиряются. Для улаживания спора в Германии существуют отточенные механизмы. Цель - это компромисс. Зачастую он достигается посредством финансовой помощи.
Однако эту модель примирения сегодня нельзя без оговорок назвать образцовой, как это было в 1980-1990-е годы, поскольку она же является причиной слабой динамики и недостаточной способности к реформированию в нынешней Германии. Слишком много консенсуса может парализоваться общество.
Совсем по-другому дело обстоит в России. Борьба за ресурсы и частные интересы характеризуется мощной брутальностью. Будь то Чечня или борьба за власть между Кремлем и экономическими гигантами, или пропасть между бедными и богатыми, которую не сокращает социальная система: честный компромисс считается не искусством, а в лучшем случае запасным выходом. Обязательно должны быть победители и побежденные.
Если в стране отсутствует культура ведения спора, это тоже крайность, только противоположная.
Конечно, нельзя прямолинейно сравнивать Россию и Германию. В Германии нет кризисных регионов, таких как Кавказ, где стремление местных националистов к отделению соединяется с исламским терроризмом. Нет в Германии и разбогатевших боссов, которые в переломные времена наворовали бы капиталы для строительства целых империй, игнорируя налоговые обязанности и злоупотребляя своей экономической властью для того, чтобы управлять политикой.
Но одно можно сказать с достаточной уверенностью: общество с таким менталитетом, как у немцев, решало бы эти проблемы по-другому. Оно бы тоже защищалось, однако не терпело бы десять лет ситуацию, когда война с ее каждодневными убийствами продолжается без серьезных поисков политического решения, как это происходит в Чечне. Оно бы не трактовало как победу "освобождение заложников", при котором наряду с похитителями от усыпляющего газа "освободителей" погибают 129 заложников, как это произошло в "Норд-Осте" в 2002 году, а ощущало бы это как трагедию - и сделало бы политические выводы. Оно бы тоже привлекало к ответственности мультимиллиардеров, которые не платят налоги, однако не из-за того, что те становятся политически неугодными, и только используя средства правового государства.
В России все обстоит по-другому, поскольку государство и общество до сих пор имеют в своем арсенале средства времен длившейся десятилетия диктатуры. Это относится и к бизнес-магнатам типа Ходорковского, Березовского и др. К ним не должно быть снисхождения, они не чисты перед законом, а при этом кичатся своим богатством и почти не проявляют социальной ответственности.
В действиях же Путина вызывает озабоченность произвол. Дело ЮКОСа - это не начало борьбы за честность при уплате налогов, невзирая на лица. Пока Ходорковский подчинялся, его терпели. Из-за того, что он восстал, решили устроить показательную порку, чтобы пугнуть остальных. И, в качестве приятного побочного эффекта, Кремль прибирает к рукам доходную нефтяную компанию.
Конечно, проблемы России нельзя сравнить с нашими. Но ей не хватает культуры ведения споров. Тот, кто прибегает к произволу, ведет страну не к демократии и правовому государству, а в темное прошлое.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях