Статьи по дате

Freitag | 8 июля 2005 г.

Длинная тень Потсдама

Конрад Ярауш

60 лет назад державы, победившие во Второй мировой войны, встретились в Потсдаме, чтобы установить новый порядок на континенте. С этого начался спор вокруг тени потсдамских соглашений

Каждый год в Потсдам устремляются тысячи туристов со всего мира - и не только для того, чтобы полюбоваться дворцами и парками, но также и из-за конференции, которая ознаменовала собой конец Второй мировой. Их интересует замок Цецилиенхоф, построенный в период с 1913 по 1916 гг. в стиле английских загородных домов, где "большая тройка" - Сталин, Трумэн и Черчилль - встретилась, чтобы определить будущее старого континента. Во времена ГДР очарование здания, превращенного в международную гостиницу, было несколько потускневшим, но сейчас, после ремонта, фешенебельная гостиница вновь засияла своим прежним блеском. После объединения Германии изменился и тон экскурсий: теперь гиды больше не прославляют победу Красной Армии, а обращают внимание на репрессивный характер советской империи.

Вообще место встречи глав государств было выбрано почти случайно, встреча просто должна была состояться "где-то на территории Германии в окрестностях Берлина". Из-за того, что столица была слишком сильно разрушена, маршал Жуков, как главнокомандующий советской армией, остановил свой выбор на Потсдаме, так как там он мог лучше обеспечить тыл и гарантировать безопасность участников. Чтобы создать благоприятную обстановку, для участников делегации зарезервировали несколько уцелевших вилл на берегу озера недалеко от замка Цецилиенхоф.

Внезапные изменения

Западными участниками, правда, были не те государственные деятели, которые успешно руководили США и Великобританией во время войны. Американский президент Франклин Рузвельт умер в апреле 1945 года, так что американскую делегацию пришлось возглавить бывшему вице-президенту Гарри Трумэну, который имел мало опыта в вопросах внешней политики и которого ставили невысоко из-за его мещанского стиля. Внушающего уважение английского премьер-министра Уинстона Черчилля, который опасался роста влияния советской власти в Восточной Европе, в середине переговоров сменил лидер лейбористов Клемент Эттли, победивший на первых послевоенных выборах. Поэтому генсек КПСС Иосиф Сталин находился в более выгодном положении - не только как хозяин конференции, но и из-за того, что у него было больше опыта в вопросах внешней политики и административного управления.

Противоположные военные цели участников антигитлеровской коалиции были по необходимости согласованы во время предыдущих конференций. В то время как Великобритания в первую очередь хотела защитить свою собственную независимость и колониальные владения, а также восстановить равновесие на континенте, Советский Союз намеревался освободить свою территорию от немецких захватчиков, предотвратить возможные будущие атаки и обеспечить сферу влияния в Восточной Европе. Для США было важно возобновить свободную торговлю и стабилизировать ситуацию в Европе. Основав Организацию Объединенных Наций, они предприняли попытку предотвратить возникновение новой мировой войны. В Тегеране и в Ялте, а также на совещании в Лондоне союзники обсуждали компромиссы, которые должны были обеспечить долгосрочный мир.

Поэтому достигнутые в ходе упорных переговоров решения касательно будущего Германии в большей степени были направлены на наказание нацистских преступников, чем на восстановление побежденной страны. Из-за того что Польша была смещена на Запад, а Советский Союз присоединил к себе Кенигсберг, восточные территории Германии до Лаузитца-на-Нейсе оказались под Польшей. Немцы должны были в "надлежащем порядке" выселиться с этих территорий, чтобы освободить их для нового населения. Германия должна была выплатить репарации в размере 10 млрд рейхсмарок, больше всего помощи из западных зон полагалось пострадавшему Советскому Союзу. Политика трех "д": демилитаризации, денацификации и декартелизации - должна была в конечном итоге истребить национал-социализм на корню и открыть путь для будущей демократизации (четвертое "д"). С этим были связаны надежды снова включить Германию в международное сообщество.

Ни хвалы коммунистов, ни проклятия Запада во времена холодной войны, на самом деле, не являются справедливой оценкой значения решений, принятых на Потсдамской конференции. Эти постановления закрепили печатью поражение Германии в двойном смысле. Уже сам факт, что встреча в верхах была проведена в центре разгромленной вражеской страны, символизировал полную и окончательную победу союзников, так как никакой фанатичный "вервольф" не мог помешать проведению этой конференции. На практике заключенные договоренности означали не только конец власти нацистов, но и полное поражение немецкого национального государства, которое выразилось в потере территорий, изгнании, огромных репарациях и создании Контрольного совета союзников. Не принимая участия в переговорах, немцы могли только бессильно следить за тем, как решается их судьба.

Потсдамское коммюнике зафиксировало то минимальное согласие по поводу политики по отношению к Германии стран-победительниц, которые жесткими методами хотели надолго предотвратить опасность нового нападения. К тому же они делали упор не только на разоружение вермахта, но и пытались предпринять попытку общей социальной и культурной "демилитаризации", чтобы надолго сделать побежденных мирной нацией. Также они требовали активной "денацификации", которая заключалась в смещении всех национал-социалистов с общественных должностей и влиятельных позиций, чтобы окончательно пресечь национал-социализм. И наконец, они требовали "декартелизации" всех монополистических предприятий, которые финансировали войну. Целью этой программы было ни больше ни меньше как изменение всей политической культуры, которое должно было подготовить почву для будущего процесса реабилитации.

Апогей советской власти

В то же самое время Потсдамская конференция ознаменовала апогей советской власти в Европе, так как именно Красная Армия ценой огромных потерь сломила фашистскую армию. Следствием принятого Западом решения сначала освободить французские колонии в Северной Африке, затем вырвать Италию из оси вражеских держав и только летом 1944 года высадиться во Франции стало то, что страны Восточной и Центральной Европы были освобождены Красной Армией, чье влияние еще усилилось, после того как западные державы отдали Москве еще некоторые занятые территории. Черчилль с самого начала критиковал эту стратегию, но Рузвельт не хотел ставить под угрозу будущее сотрудничество с Советским Союзом.

Формальные компромиссы, на которые пошли участники Потсдамской конференции, едва скрывали идеологические разногласия и уже содержали в себе зачатки будущей холодной войны. Так, ключевое понятие "демократизация" для Запада означало свободные выборы, на Востоке же под этим подразумевалась власть коммунистической партии. Американцы не хотели требовать от немцев слишком больших репараций, так как они боялись, что тогда им придется самим кормить немцев. А русские, наоборот, по понятным причинам, из-за бедственного положения, в котором находилась страна, настаивали на том, чтобы забрать последнюю шпалу.

Но, в конечном итоге, расстановка сил на встрече коренным образом изменилась, так как после первых успешных испытаний атомной бомбы у Трумэна на руках появился новый козырь. Хотя Сталин, информированный своими разведывательными службами, и не показывал никакой реакции на это. Наличие доброй воли с обеих сторон, от которой зависела работа Контрольного совета, являвшегося общенемецким правительством, с самого начала было сомнительным.

Различные интерпретации

Прежде всего, потсдамское коммюнике на протяжении десятилетий служило своеобразной заменой мирному договору, так как все попытки провести общую мирную конференцию для Германии проваливались. В первую очередь западные державы воспринимали некоторые решения, например по определению границ, как временные, которые потом можно будет пересмотреть. А Советский Союз, наоборот, подчеркивал обязательный характер потсдамских договоренностей о границах, равно как и законность провозглашения ГДР вторым немецким государством.

Не раз руководство СЕПГ оправдывало свои действия, утверждая, что оно последовательно применяет на практике постановления Потсдамской конференции, в то время как политика мирного реваншизма ФРГ противоречит ее духу. Также Москве удавалось на протяжении десятилетий удерживать вместе восточный блок перед лицом боннского реваншизма, так как приобретение Польшей и Чехословакией дополнительных территорий основывалось на потсдамских договоренностях. Тем временем западные державы пытались во время холодной войны - по крайней мере, на словах - пересмотреть потсдамские соглашения и ослабить советский контроль над государствами-спутниками.

Только перелом в 1989-1990 годах показал долгосрочное значение принятых в Потсдаме постановлений, какие-то из них в результате подтвердились, а какие-то были изменены. Так, ФРГ пришлось в договоре "2+4" окончательно ратифицировать признанные в восточных договорах потери территорий посредством принятия смещения границ. Такой же длительной была и попытка изменить политическую культуру в Германии: расширенная федеративная республика не стала милитаристской или ультранационалистической, и экономические успехи оставляют желать лучшего. Другие аспекты потсдамского урегулирования, такие как ослабление экономики высокими репарациями или советское владычество над Центральной и Восточной Европой, оказались не такими прочными.

Не удивительно, что при принятии таких исторически важных решений, как на Потсдамской конференции, спор об их последствиях может продолжаться в течение шести десятилетий.

Источник: Freitag


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru