The New York Times | 8 июля 2005 г.
Зонтик под камнепадом обломков, которые были автобусом
Сара Лайолл
Метро эвакуировали. В утреннем хаосе 22-летняя Жасмина Гарднер еще не знала, почему не пускают в метро, и решила ехать на автобусе.
Это был двухэтажный автобус 30-го маршрута, который останавливался на Тэвисток-сквер, недалеко от Британского музея. Он был переполнен. Гарднер начала садиться в него, и тут он взорвался.
"Только что это был автобус, а через мгновение он, казалось, разлетелся на миллион кусков, - говорит она. - На меня сыпались куски металла, куски автобуса. Я закрылась зонтиком, и они падали на зонтик".
Это был один из четырех взрывов, прогремевших в центре Лондона утром в четверг. Остальные произошли с интервалом в 30 минут в метро, в поездах у оживленных станций "Ливерпуль-стрит", "Кингс-кросс" и "Эдгвэйр-роуд". Все поезда были переполнены.
Первый взрыв раздался в 8:51 на кольцевой линии в тоннеле у "Ливерпуль-стрит" в финансовой части Лондона.
Очевидцы рассказывают о телах, распростертых на путях, и людях, выбирающихся со станций, об оторванных конечностях, нехватке воздуха, крови, текущей по лицам.
Роберт Эндрюс, который находился в поезде, говорит, что взрывом выбило двери и "искромсало крышу".
"Мы видели вспышку и слышали сильный удар, - рассказал 28-летний Эндрюс газете The Evening Standard. - Из вентиляции внезапно пошел дым и полетела копоть". Выбравшись из поезда, он увидел на путях два тела, мужчина лежал лицом вниз, голова его была накрыта курткой. Непонятно было, живы ли эти люди.
Поначалу понять, что произошло, было невозможно. Лондонское метро славится своей ненадежностью, поезда часто останавливаются без видимой причины, а потом возобновляют движение. Иногда гаснет свет. Некоторые станции, а иногда целые линии закрывают, обнаружив подозрительную сумку или пакет, в которых ничего не оказывается. Транспортные чиновники могли только сказать, что был взрыв, который, возможно, был вызван коротким замыканием.
Но вскоре с трех станций начали выходить сотни раненых, и стало ясно: утро, начавшееся как обычно, отличается от других.
"Люди начали кричать, потому что запахло гарью, и все мы, откровенно говоря, подумали, что умрем", - сказал журналистам один из пассажиров. Он рассказал, как вагон погрузился в полную темноту и люди голыми руками били окна, чтобы дышать. Паника нарастала. Они просидели в вагоне целых полчаса до того, как пришла помощь.
Последствия второго взрыва, у станции "Кингс-кросс" на линии Пикадилли, были самыми тяжелыми - возможно, потому, что это одна из самых глубоких линий, до которой труднее добраться. Были десятки раненых и не менее 21 погибшего. Аварийным службам понадобился не один час, чтобы добраться до поезда и помочь пострадавшим.
Третий взрыв, примерно в 100 ярдах от станции "Эдгвэйр-роуд", был таким сильным, что пробил стену тоннеля и задел поезд на соседних путях.
"В вагон влетел огненный шар, и все стали кричать, - рассказала журналистам одна из пассажирок. - Люди кричали: "Здесь люди умирают, помогите, помогите!".
К моменту четвертого взрыва, в автобусе 30-го маршрута, уже не было сомнений в том, что это теракт. И хотя с точки зрения количества жертв взрыв автобуса был не самым серьезным, для тех, кто был не в метро, он оказался самым большим потрясением.
С автобуса сорвало верхнюю половину, и он стал похож на открытую консервную банку. Через несколько часов на дороге еще оставалась кровь, валялись металлические обломки и осколки стекла. Кровью было запачкано и викторианское здание Британской медицинской ассоциации на противоположной стороне улицы.
"Это выглядело как настоящая бойня", - сказал житель Лондона Тони Тиндолл. Когда прогремел взрыв, он находился за углом, примерно в 50 футах от автобуса. "Повсюду были кровь и внутренности - на тротуаре, на стенах домов".
"Я всюду видел тела и куски тел, - добавил Тиндолл, заявив, что один мужчина висел на задней стенке автобуса, а второго, казалось, разорвало надвое. - Я был в таком смятении, что не мог понять, сколько погибших. Были крупные фрагменты тел. А верх автобуса просто исчез".
Скоро большой район - и не один - был оцеплен, за оцепление не пускали ни тех, кто оставил там машины, ни постояльцев гостиниц.
Магазины и учреждения закрылись, и люди пошли домой пешком под звуки сирен в отдалении. Аварийные службы, после многочисленных тренировок в рамках подготовки к происшествиям такого рода, слаженно взялись за дело. Школы закрыли, и детей распустили по домам.
Все метро было закрыто, но движение автобусов в большей части центрального Лондона к концу дня восстановилось, была открыта даже автобусная станция у "Ливерпуль-стрит".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях