The Scotsman | 8 июля 2005 г.
Оппозиция в России испытывает денежные затруднения
Джим Стэнтон
Супербогатые бизнесмены отказывают в финансовой поддержке оппозиционным политикам страны, опасаясь, что могут кончить в тюрьме так же, как нефтяной магнат Михаил Ходорковский.
По словам руководителей партий, пожертвования на кампании сократились после того, как Ходорковского, который выступал против политики Владимира Путина в бывшем советском государстве и выделял крупные суммы оппозиционным партиям, приговорили к 9 годам лишения свободы по обвинениям в неуплате налогов.
Как сказал представитель одной из оппозиционных партий, "бизнес напуган".
Многие представители российского бизнеса и инвестиционного сообщества уверены, что магнат, который возглавлял крупнейшую в России нефтяную компанию ЮКОС, в действительности был брошен за решетку из-за его оппозиции Путину. Во избежание подобной судьбы они боятся показать властям, что поддерживают оппозиционные партии.
Большинство считают приговор Ходорковскому предупреждением Кремля бизнесу и прежде всего "олигархам" (тем, что разбогател на противоречивых приватизациях госпредприятий в 1990-х) не вмешиваться в российскую политику и, в частности, не жертвовать деньги партиям, которые могут находиться в черном списке правительства.
В интервью в прошлом месяце заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников заявил, что прокуратура рассматривает еще несколько дел, которые могут привести к преследованиям ряда других олигархов. По словам Колесникова, дело Ходорковского будет не последним.
Роман Абрамович, миллиардер и владелец футбольного клуба "Челси", полагают многие, пытается вывезти свой капитал из страны, несмотря на то что он занимает пост губернатора арктического региона Чукотка и находится в дружеских отношениях с Кремлем.
Одна из партий, которая получала финансирование от Ходорковского до его ареста и суда, - это "Яблоко", крупнейшая центристская оппозиционная партия в России. Сергей Митрохин, заместитель главы "Яблока", говорит теперь: "Наша финансовая поддержка равна "нулю". Мы выживаем благодаря тому, что осталось с тех времен, когда деньги у нас были. Никто не дает нам никаких денег, потому что они боятся, что с ними случится то, что случилось с Ходорковским, или что-то похожее. Бизнес напуган".
Большинство оппозиционных партий нуждаются в корпоративных пожертвованиях, чтобы удержаться на плаву, потому что посредством членских взносов они собирают лишь небольшую сумму. Партии получают государственное финансирование, размер которого определяется голосами, полученными на предыдущих выборах. Но это более чем скромная сумма. "Яблоко", например, получает только 285 тыс. фунтов в год.
Финансовую поддержку перестали оказывать не только бизнес-подразделения Ходорковского. Другие компании тоже перекрыли каналы финансирования "Яблока" - на такую же ситуацию жалуются и другие партии.
Все они указывают, что для того, чтобы составить весомую конкуренцию существующей кремлевской иерархии в парламенте в 2007 году и на президентских выборах в 2008 году, они остро нуждаются в денежной поддержке бизнеса. Кремль неоднократно отвергал предположения о том, что за преследованием Ходорковского стоят политические мотивы.
Заместитель пресс-секретаря Путина Дмитрий Песков опроверг утверждения оппозиционных партий: "Заявления, подобные этим, настолько абсурдны, то мы не видим необходимости серьезно их комментировать".
"Было бы неправильно говорить о каких-то запретах (на финансирование некоторых партий), потому это просто невозможно, чтобы Кремль запрещал бизнесменам делать что-либо", - добавляет он.
Кроме Ходорковского, не многие российские олигархи когда-либо открыто признавали, что финансируют оппозиционные партии за счет доходов от своего бизнеса. Большинство делали это через личные счета, так как российский закон разрешает получателям не обнародовать источник поступлений.
Владимир Рыжков, лидер небольшой оппозиционной Республиканской партии России, говорит: "Сегодня оппозиции очень сложно найти спонсоров в России". Несколько бизнесменов, оставшихся верными его партии, делают пожертвования тайно, говорит он. "До дела ЮКОСа бизнес открыто финансировал оппозиционные партии. Сейчас бизнес боится это делать".
Гарри Каспаров, бывший чемпион мира по шахматам, сейчас возглавляет радикальное оппозиционное движение. Он говорит, что поддержка его организации бизнес-корпорациями выглядит негусто, и отмечает, что бизнесмены, которые все же это делают, скрывают это от властей.
Либеральный Союз правых сил - исключение. Он пользуется поддержкой Анатолия Чубайса, главы ЕЭС и одного из основателей партии.
Дмитрий Рогозин, глава популистской левой партии "Родина", заявил, что его партия не пострадала и он не ищет поддержки у "олигархов". Но он добавляет: "Ясно, что после дела Ходорковского ни одна олигархическая группа не посмеет дать ни единого рубля ни одной партии, кроме "Единой России".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях