The Boston Globe | 8 июня 2004 г.
Правозащитные организации опасаются преследований
Анна Долгов
Риторика Путина воспринята как призыв душить несогласных
Двое мужчин натянули на лица черные маски и вошли в офис правозащитной организации в центральной России на следующий день после того, как президент Путин обвинил правозащитников в подрыве национальных интересов. У них было собственное сообщение.
"Молчать и не двигаться!" - рявкнул один из них. В полном молчании они обыскали кабинеты.
В недавнем обращении к нации Путин заявил, что неправительственные организации, критикующие правительство, являются угрозой государственности и реформам. Для правозащитников, оставшихся в числе немногих оппонентов Кремля в России, выступление прозвучало как приказ замолчать и сигнал властям уничтожить их организации.
Путин "дал команду "Фас!", как собаке", заявил лев Пономарев, глава московской организации "За права человека".
Путин сообщил россиянам, что организации, финансируемые из-за границы, как, например, группа Пономарева, которая получает американские гранты, "обслуживают сомнительные групповые и коммерческие интересы" и "игнорируют реальные проблемы страны и ее граждан".
За дни, прошедшие после выступления Путина, МИД обвинил сотрудников гуманитарной организации в Чечне в том, что они используют свою миссию как предлог для шпионажа. Политический советник Кремля Глеб Павловский сыграл на национальной теме в речи Путина и упрекнул правозащитные организации в том, что они "упиваются" западными идеалами в ущерб национальным интересам.
Вдали от столицы критика уступила место насилию. В Правозащитном центре Казани люди в масках разбили телевизоры, компьютеры, принтер и сканер. Исполняющая обязанности директора Наталья Каблова заявила по телефону из Казани, что атака представляется возмездием за доклад о проявлениях жестокости и пытках в милиции.
Другие правозащитники тоже сочли рейд тревожным признаком. "То, что произошло в Казани, очень символично", - заявил Эрнст Черный, глава московской организации "Экология и права человека".
Ведущие новостных программ государственного телевидения в Казани высказали предположение, что правозащитники сами разбили свое оборудование. В репортажи об инциденте были вставлены фрагменты речи Путина о "сомнительных" организациях.
"Они говорили, что это местный пример одной из организаций, которые имеет в виду президент. Одна из тех, которые неизвестно чем занимаются", - сказал глава казанской организации Павел Чиков.
Речь Путина была первым крупным заявлением о его планах после мартовского переизбрания на второй срок. После захвата правительством всех крупных телеканалов, арестов магнатов, отличающихся оппозиционными настроениями, и парламентских выборов, в результате которых сторонники Путина взяли под контроль законодательный орган страны, правозащитники опасаются, что следующей мишенью станут они.
"Он построил бизнес, построил СМИ, построил политические партии, - сказал глава правозащитной группы "Мемориал" Олег Орлов. - Демократические институты попадают под контроль один за другим, и теперь пришла очередь правозащитников".
Многие российские правозащитные организации финансируют зарубежные спонсоры: миллиардер Джордж Сорос, правительство США, ООН. Другие получают деньги от богатых россиян, таких как Михаил Ходорковский, нефтяной миллиардер, с прошлой осени находящийся в тюрьме по обвинениям, которые многие считают политически мотивированными. Другой донор, Борис Березовский, получил политическое убежище в Британии и объявлен Москвой в розыск по обвинениям в мошенничестве.
Но, не обращаясь к иностранным правительствам и богатым россиянам, правозащитные группы не могут получить гранты, сказал бывший министр экономики Евгений Ясин. Государство не дает деньги правозащитным организациям и, кроме того, "разве не государство является главным нарушителем прав и свобод человека в России?" - заявил Ясин радиостанции "Эхо Москвы".
Тревожные комментарии прозвучали со страниц либеральных газет, выходящих небольшими тиражами. Почти все остальные оппозиционные силы подавлены. За прошедшую неделю милиция разогнала в Москве два митинга протеста против разгрома демократии. Руководство телевидения закрыло последнюю новостную программу, тон которой отличался от освещения новостей на прокремлевских телеканалах, принадлежащих государству или находящихся под его непрямым контролем.
В своем выступлении Путин сыграл и на антизападных настроениях россиян, обвинив правозащитников в том, что они обслуживают интересы американских и европейских организаций, которые их финансируют. Лишь слегка завуалированной угрозой прозвучали слова: те, кто выступает против его политики, действуют во вред России.
"Не все в мире хотят видеть сильную и независимую Россию, - заявил он. - Попытки построить сильное государство интерпретируются как авторитаризм. Но мы свой курс не изменим".
По словам правозащитников, если их заставят замолчать, в России останется мало противовесов официальной линии Кремля. "В том и идея, чтобы никого не осталось, - сказал Орлов. - Будет абсолютно тоталитарная система с видимостью демократических институтов. Это будет великая Россия в понимании Путина".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях