The Japan Times | 8 июня 2004 г.
Потомки париев "буракумин" все еще продолжают страдать
Мари Ямагути
Когда дочери делают предложение - это всегда радостное событие, и любой отец испытывает при этом чувство гордости.
Но у Икуо Аоки все было совсем не так. Его дочь прогнали из дома родственники ее друга, когда молодая пара пришла туда, чтобы объявить о своем намерении пожениться.
Причину своего поступка родственники жениха объяснять не стали. Впрочем, и без объяснений все было понятно: Аоки - потомок бывших "буракумин", отверженных японских париев. И из-за этого его семье всю жизнь приходилось терпеть насмешки, дискриминацию и унижение.
Я уже собирался помчаться в этот дом и устроить там скандал, но не сделал этого, поскольку друг моей дочери по-прежнему хотел на ней жениться", - говорит 68-летний Аоки. Однако его сдержанность так и не дала желаемого результата: молодые в конечном счете расстались.
Этнически абсолютно идентичные остальным японцам, люди, принадлежащие к касте "буракумин", терпели страдания на протяжении многих столетий, находясь в самом низу иерархии феодального общества. Они рыли могилы, забивали скот и выполняли другие работы, которые по учению буддизма и исконной японской религии синто считались оскверненными смертью.
В последние десятилетия бывшие неприкасаемые добились больших успехов в борьбе за их признание обществом. Трущобы, в которых они проживали, были снесены, повысился уровень их образования, и многие потомки "буракумин" спокойно влились в остальную часть общества.
Но даже сейчас, спустя более ста лет после отмены в 1871 году кастовой системы, эти люди продолжают сталкиваться с несправедливостью, порождаемой традиционной нетерпимостью: это и отказы от вступления с ними в брак, и оскорбления от незнакомых людей, и отказы в приеме на работу.
"В отношении общества к "буракумин" наметился некоторый прогресс, - говорит Такао Ёсида, один из руководителей Лиги освобождения "буракумин", самой крупной правозащитной организации Японии. - Но вам приходится сталкиваться с дискриминацией всякий раз, когда наступают поворотные события в вашей жизни, такие, как заключение брака и устройство на работу. И вы никак не можете этого избежать".
Воспринимаемые в феодальный период как "грязь" или "нелюди", японские парии официально стояли за социальной чертой. Они были ниже простых воинов, ремесленников, крестьян и торговцев, занимавших в японском обществе самое низкое положение. "Буракумин" должны были носить особую одежду и проживать только в специально отведенных для них селениях.
И даже после того, как кастовая система была упразднена, традиционное предубеждение народа заставляло "буракумин" по-прежнему жить в своих селениях, и они легко становились жертвами произвола и беззакония, когда пытались сменить место жительства.
Дискриминация "буракумин" встречается и в наши дни. Жесткая система регистрации места проживания каждого японца и членов его семьи позволяет быстро определить не только места проживания отдельного человека, но и всех его родственников и даже предков. А это означает, что лица, желающие вступить в брак или устроиться на работу, не могут скрыть свою принадлежность к касте "буракумин".
Как сообщают активисты Лиги, раскрытие факта принадлежности к "буракумин" разрушило множество браков и стало причиной отказа о приеме на работу.
"У всех нас одинаковый цвет кожи, и мы все говорим на одном и том же языке. Поэтому за пределами Японии понять причину дискриминации "буракумин" бывает очень сложно, - говорит Сатоси Уэсуги, профессор истории из университета Кансай в Осаке. - А главная причина дискриминации в том, что японцы судят о других людях по их родословной и месту рождения".
По данным правительственного опроса, проводимого в 1993 году, в Японии насчитывается 900 тыс. человек, являющихся потомками "буракумин", которые проживают в 4442 поселках. Правозащитники добавляют, что 2 млн потомков "буракумин" теперь проживают вне своих поселков.
В 1969 году, после нескольких десятилетий борьбы "буракумин" за гражданские права, правительство приняло закон об интеграции, направленный на улучшение условий жизни в их поселках. К 2002 году были полностью завершены проекты по модернизации жилых домов и дорог, а также выполнен план повышения уровня образования. В том же году правительство заявило, что сделало достаточно для решения проблемы "буракумин".
Но потомки "буракумин" говорят, что им еще предстоит приложить немало усилий, чтобы добиться полного признания. Весьма трудно искоренить веками формировавшуюся господствующую тенденцию, когда отдавалось предпочтение тем, кто занимал устойчивое положение в японском обществе, и ставилось клеймо на тех, кто вынужден был оставаться на его дне.
Опасение многих людей получить подобное клеймо привело к тому, что частные сыскные агентства начали составлять списки потомков "буракумин" и пользоваться ими, когда родители обращаются с просьбой выяснить родословную будущего супруга или супруги своего ребенка или когда руководитель фирмы хочет проверить родословную претендентов при поступлении на работу.
В 1998 году произошел громкий скандал, когда одна из коммерческих компаний Осаки была обвинена в покупке такого списка - в нем содержались имена и адреса большого количества потомков "буракумин", проживающих в городе. Местные власти и правозащитная организация были вынуждены провести соответствующее расследование. Однако активисты правозащитной организации говорят, что эти списки до сих пор находятся в обращении, а некоторые из них даже опубликованы в интернете.
О дискриминации потомков "буракумин" свидетельствуют и экономические показатели.
Недавний опрос, проведенный группой активистов правозащитного движения, показал, что уровень безработицы среди этой категории населения в два раза превышает средние показатели по стране и составляет 5%. Дети потомков буракумин", окончившие среднюю школу, получают доступ к высшему образованию только в 60% от среднего показателя.
"Когда экономика и условия труда улучшаются, то этот эффект доходит до нас намного позже, - говорит президент Лиги освобождения "буракумин" Сигэюки Кумисака. - Многие из нас работают в небольших компаниях, поэтому условия нашей жизни все еще очень не стабильны".
И, наконец, бывают случае откровенного преследования "буракумин" на бытовом уровне - именно то, с чем сталкивается Аоки всю свою жизнь.
Когда Аоки был ребенком, его родители постоянно переезжали и меняли адрес регистрации, стараясь скрыть свою принадлежность к касте "буракумин". И даже сегодня он получает письма, полные угроз, оскорблений и ненависти.
"Вы - нелюди из грязных поселков. В ваших жилах течет нечистая испорченная кровь", - читает Аоки одно из таких писем. Иногда такие письма преднамеренно посылают соседям Аоки, чтобы выбить его из колеи.
Несмотря на то что он является активистом движения за права потомков "буракумин", он отказался назвать имя своей дочери из опасения, что она будет подвергаться преследованию.
"Никто и никогда не знает, что может с ней случиться, - говорит Аоки. - Поэтому я должен быть крайне осторожен относительно всего, что касается моей дочери".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях