The New York Times | 8 июня 2010 г.
Деятельность торгового флота Ирана скрыта паутиной "фирм-однодневок"
Джо Беккер
24 января 2009 года в южноафриканском порту Дурбан бросил якорь некий старый сухогруз под флагом Гонконга, повествует The New York Times. Судно провело в Дурбане всего час: на него погрузили тайный груз, а именно скоростной катер Bladerunner 51, который можно вооружить торпедами и использовать в наступательных целях в Персидском заливе, сообщает корреспондент Джо Беккер. На тот момент судно называлось "Дипломат" и формально принадлежало некой Starry Shine Ltd. Но шестью месяцами ранее "Дипломат" звался "Иран Муфате" и принадлежал иранской государственной компании Irisl (Islamic Republic of Iran Shipping Lines), говорится в статье.
Через несколько месяцев после стоянки судна в Дурбане правительство США распространило информацию, что Irisl переименовала судно и учредила Starry Shine, чтобы обойти ограничения экспорта в Иран, введенные американскими властями в отношении техники военного назначения типа Bladerunner 51. Однако к тому времени сухогруз вновь переименовали, теперь уже в "Эмплифай". Последний раз электронные системы слежения засекли судно в пакистанском порту Карачи, причем теперь оно числится за загадочным новым владельцем. "Но только на бумаге", - полагает газета.
"Под давлением американских и других санкций Irisl старается скрыть сведения о том, что владеет своими судами: создана сеть фирм-однодневок, захватывающая разные страны Европы и Азии", - пишет газета, ссылаясь на собственное расследование. По большей части фирмы основаны после того, как в 2008 году США включили Irisl и все ее суда в черный список за содействие ядерной и ракетной программам Ирана. "Многие носят английские названия типа System Wise и Great Method, которые кажутся насмешкой над решимостью США", - замечает издание.
В новом пакете санкций Совета Безопасности ООН, который будет вынесен на голосование уже на этой неделе, есть несколько ограничений в отношении Irisl. Но Иран ускользает от погони, меняя не просто названия и флаги судов, но также их владельцев, операторов и управляющих. "Мы имеем дело с людьми, которые не глупее нас. Да и наш список они, конечно, могут прочесть", - пояснил Стюарт Э. Ливи, замминистра финансов США, курирующий применение санкций.
Черный список попросту "отстает от жизни". По данным IHS Fairplay (бывшего "Регистра Ллойда") лишь 46 из 123 судов Irisl, включенных в список, остаются четкой собственностью самой Irisl или ее американских филиалов. Еще 4 судна затоплены, остальные 73 числятся собственностью мальтийских, гонконгских и так далее компаний, не включенных в черный список. "Однако во всех случаях, кроме 10, архивы и опросы свидетелей указали на отчетливые связи новых формальных собственников судов и Irisl", - пишет газета. Фирмы либо управляются сотрудниками Irisl, либо учреждаются по их просьбе, либо целиком принадлежат самой Irisl.
Министерство финансов США отследило ряд переименований судов, но еще не внесло в черный список новые "фирмы-однодневки", принадлежащие Irisl, и суда, которые стали использоваться позднее. В проекте санкций ООН нет полного запрета на деловые связи с Irisl, но представители США, работавшие над проектом, сообщили, что учли уловку с "фирмами-однодневками". Так, в санкции включено требование инспектировать по обоснованным подозрениям в контрабанде не только суда, формально принадлежащие Irisl.
После введения санкций в Иране внезапно появились три новых пароходства: Hafiz Darya Shipping Lines, Sapid Shipping и Soroush Sarzamin Asatir. Так, Hafiz Darya (по уверениям руководства Irisl, независимая компания, созданная в результате приватизации госимущества) в одночасье заняла место Irisl (23-е в мире) на рынке контейнерных морских перевозок, а Irisl "вылетела" из верхней сотни перевозчиков. Фактически офисы Hafiz Darya и Sapid находятся в штаб-квартире Irisl в Тегеране, утверждает газета.
"Irisl тщательно скрыла свои связи с судами, спущенными на воду после составления черного списка", - говорится в статье. Так, в начале этого года на Мальте были зарегистрированы пять договоров передачи пяти судов пяти разным мальтийским компаниям. Однако на деле акции этих компаний принадлежали Irisl, отмечает газета. Нынешние мажоритарные акционеры компаний - три гражданина Ирана, двое из которых работают в Irisl.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях