Статьи по дате

Die Welt | 8 мая 2001 г.

Управляемая демократия Владимира Путина

Манфред Квиринг

Год назад, в понедельник, состоялась помпезная инаугурация, и российский президент Владимир Путин официально вступил в права наследования хаотическим хозяйством, оставленным ему Борисом Ельциным. В течение всего лишь одного года этому невзрачному человеку, бывшему офицеру КГБ, удалось перекроить политическую систему России на свой лад, и теперь понятие "демократия" - не более чем антураж.

Шутливый вопрос из советских времен: "Что такое кошка?" Ответ: "Тигр, прошедший через партийную чистку". Партийных чисток в России больше нет. Но опыт, как превратить тигра в ручную кошку, не утерян. Убедительный пример: Юрий Лужков, будучи мэром Москвы, при Ельцине обладал в столице российской империи неограниченной властью и даже претендовал на кремлевский трон. И вот теперь Лужков сдался окончательно, объявив о слиянии своей карманной партии "Отечество - Вся Россия" с президентской партией "Единство". Еще на парламентских выборах 1999 года ОВР Лужкова конкурировала с "Единством". Они шли ноздря в ноздрю. Но в подковерной борьбе Юрий Лужков, его компаньон Евгений Примаков и ОВР были буквально раздавлены.

Карманная партия Путина - "Единство" - созданная за несколько месяцев до выборов, можно сказать, "из ничего", стала самой крупной фракцией в парламенте после коммунистической. Тем самым, Кремль получил гарантированное количество голосов, позволявшее проводить нужные решения, привлекая то либералов справа, то коммунистов слева. Однако еще важнее было другое: Лужков и Примаков, единственные конкуренты Путина в борьбе за верховную власть, после своего сенсационного поражения на парламентских выборах были оттеснены на обочину дороги, по которой Путин торжественно вступил в Кремль.

Новая Дума стала для нового президента услужливым органом для голосования. Договор по СНВ-2, который со времени его подписания в 1993 году висел в воздухе, вдруг с легкостью был ратифицирован парламентом. Никогда так беспрепятственно не проходил через Думу бюджет, как бюджет на 2001 год. Все депутаты, как один, не заметили того, что там не были предусмотрены средства на выплату государственного долга. Даже мешанина из государственных символов - советский гимн, царский герб и флаг - была безоговорочно принята Думой. А налоговый кодекс, вступивший в действие с 1 января, вызывает у западных предприятий, работающих на российском рынке, неподдельное восхищение.

Складывается впечатление, что реализация замысла Владимира Путина об управляемой демократии уже близка к завершению. Существуют демократические институты, но Кремль держит их на коротком поводке. Оппозиция осталась вне игры, в том числе и Совет Федерации - собрание независимых региональных князей, который сдался без сопротивления. Верхняя палата парламента, игравшая ранее, согласно Конституции, роль противовеса независимой Думе, после того, как губернаторы были возвращены в провинцию и заменены послушными, назначенными в срочном порядке бюрократами, превратилась в аппарат одобрения президентских проектов.

Но, как показывает пример Лужкова и его партии ОВР, это не принесло Кремлю полного удовлетворения. Путем создания нового партийного блока "Единство-ОВР" - Путин отрицает то, что он был отцом этой идеи - должен быть исключен последний риск неконтролируемого волеизъявления парламента. Не последнюю роль в этом сыграло царящее в стране угодничество, стремление упредить желания власти. Две маленькие фракции сразу же поняли, какой дорогой следует идти, чтобы и далее наслаждаться теми преимуществами, которые дает приобщение к власти через Думу. "Регионы России" и группа "Народный депутат", которые и так были частью путинской машины для голосования, поспешили примкнуть к организаторам объединительного процесса. Как было продекларировано, координационный совет призван всего лишь создать "коалицию четырех", чтобы "образовать в парламенте стабильное большинство", но следовало бы добавить - "в пользу кремлевской верхушки". Эти четыре фракции имеют, в общей сложности, больше 226 мест и, тем самым, обладают простым большинством в 450-местном парламенте.

Коммунистам, которые по многим вопросам также солидарны с Путиным, теперь отводится роль "ее величества оппозиции". Либеральная фракция "Яблоко" и "Союз правых сил" пытаются тем временем создать "третью силу", которая, правда, уже ничего не сможет изменить в сложившемся раскладе.

Под руководством Путина в России состоялась реконструкция политической системы, в результате чего была создана система, характерная для Российской империи, которая отрицает плюрализм в любом его проявлении. При этом было бы упрощением говорить о возвращении к советским отношениям, поскольку заметны реформы, проводимые, к примеру, в экономике или правовой системе. Но эти процессы все чаще стопорятся, так как они мало стыкуются с господствующими интересами верховной власти.

Следует отметить, что власть первого человека государства российского - московского ли князя, русского ли царя или советского генерального секретаря - всегда была самодержавной. Путин и его окружение придерживаются этой традиции. При этом правят они вполне современными методами и пытаются создать привлекательный путинизм с демократическим лицом.

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru