Статьи по дате

Asahi | 8 мая 2003 г.

Отметки "за патриотизм"

Редакция

По распоряжению правительства, всем школьникам, начиная с 11 лет, будут выставляться оценки "за патриотизм". Таким образом будет определяться степень их любви к Японии. Это первая из трех частей правительственного постановления "О свободе слова и патриотизме в Японии". Учащийся одной из начальных школ города Фукуока принес домой табель с оценками "отлично" по всем предметам. Он вполне мог бы гордиться своими оценками, если бы не одно обстоятельство. В табеле была одинокая графа, которая утверждала, что школьник не достаточно проявил "любовь к Японии".

Дядя школьника, адвокат по профессии, имеющий корейское происхождение, внимательно прочитал пояснение, приложенное к табелю успеваемости, который принес его племянник.

"Помимо чувства любви к своему народу и понимания важности его истории и традиций необходимо прилагать усилия к формированию национального самосознания японца, живущего с надеждой о мире во всем мире", - написано в пояснении.

В целом это означает, что теперь все школьники будут отличаться не только по уровню знаний, но и по уровню их патриотизма.

Учащиеся 172 школ в 11 префектурах уже оценены по этой новой категории.

Появление оценки "за патриотизм" стало ответом на новые руководящие принципы учебного плана, разработанного правительством в 2002 году, в котором воспитание "чувства любви к своей стране" определяется как основная цель шестилетней программы обучения в средней школе.

40-летняя мать школьника из города Маруока (префектура Фукуи) сказала, что она была ошеломлена, когда ее ребенок принес домой новый табель успеваемости.

"Почему любовь к нации должна оцениваться в рамках школьной программы? ? недоумевает она. - Если оценка чувств детей проводится без ведома родителей и даже самих детей, то это не иначе как возврат к временам до Второй мировой войны".

"Я беспокоюсь о том, что теперь дети из-за страха получить плохую оценку не будут критически высказываться о деятельности правительства или не будут говорить о неблаговидных поступках дирекции и учителей школы, даже если такие поступки и будут иметь место", - подчеркнула она.

Адвокат из Фукуоки выразил сомнение в том, что возможно оценить степень любви к нации у подростков в возрасте 11-12 лет. Похоже, что и у самой школы нет ясного ответа на этот вопрос.

Адвокат попросил директора школы, в которой учится его племянник, удалить графу о патриотизме, но директор отказался это сделать и сказал, что он обязан следовать руководящим положениям министерства просвещения.

"Отметка "хорошо", которую получил ваш племянник, была поставлена исходя из объективной оценки его интереса и прилежания", - добавил директор школы.

63 начальных школы в Фукуоке, или почти половина всех городских школ, включили графу "любовь к нации" в табели успеваемости своих учеников. Сначала один из классных руководителей не обратил внимания на особую графу в новом табеле, когда его проект обсуждался на общем собрании учителей школы.

Но после того, как он внимательно прочитал текст и понял, что означает графа "любовь к нации", он начал активно обсуждать ее со своими коллегами. В итоге все учителя решили, что, поскольку патриотизм учеников оценить невозможно, каждый получит оценку "хорошо".

В других школах Фукуоки попытались установить критерии оценки за патриотизм.

Одна из начальных школ в центре Фукуоки считается образцом для других. В июне прошлого года школа открыла экспериментальный класс для изучения общественных дисциплин. Здесь проводятся и открытые уроки, на которые приглашаются директора и учителя из других школ. Темой одного из уроков была попытка монгольского вторжения в Японию в ХIII веке.

Один из учеников привел в пример корейскую династию Корё и сказал, что бороться за установление протектората над чужой территорией намного лучше, чем становиться государством-вассалом. Другие ученики говорили о том, что конфликты лучше решать путем дипломатических переговоров.

37-летний преподаватель прервал спор учеников и сказал: "Независимо от того, поддерживаете вы войну или нет, вы все выразили горячее желание защитить Японию от вторжения иностранного агрессора". После урока учитель сказал коллегам, что все его ученики испытывают чувство любви к Японии.

"Аттестацию по категории "патриотизм" можно сделать, наблюдая за отношением учеников к поставленной теме, их высказываниями и пометками в тетрадях", - добавил учитель.

Учитель также говорил о том, что чувство любви к нации надо воспитывать, возбуждая интерес учеников к изучению истории и традиций Японии. А любовь ко всему народу и обществу начинается с любви к месту, в котором школьник родился.

Это мнение целиком совпадает с высказываниями депутатов парламента от Либерально-демократической партии и последних министров просвещения, которые неоднократно заявляли о том, что в нынешнем законодательстве об образовании "совершенно отсутствует фактор, способствующий воспитанию любви к своей стране и уважению к традициям и культуре своего народа".

В марте Центральный совет по образованию призвал парламент включить соответствующие положения в "Фундаментальный закон об образовании".

Но многие учителя и родители выразили опасение, что правительство просто пытается протолкнуть националистическую реформу, уклонившись от дебатов. Несмотря на то что пересмотр закона еще впереди, противники "оценок за патриотизм" считают, что после утверждения правительством руководящих принципов учебного плана их протест вряд ли повлияет на кардинальное изменение ситуации.

Источник: Asahi


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru