Статьи по дате

Financial Times | 8 мая 2006 г.

Европа должна дать России единый ответ

Вольфганг Мунхау

Как следует миру и, в частности, ЕС строить отношения со становящейся все более агрессивной Россией? Все говорит в пользу необходимости единого ответа на российский нефтегазовый империализм. Однако Германия и другие предпочитают строить свои отношения с Россией на двусторонней основе, зачастую ущемляя более широкие интересы ЕС. Если российская энергетическая дипломатия не получит достойного ответа, она может расколоть ЕС так же, как и возглавляемая США война против Ирака три года назад.

На прошлой неделе Дик Чейни, вице-президент США, поднял этот вопрос в характерно жесткой речи, произнесенной в Вильнюсе. Он обвинил Россию в использовании нефти и газа как "инструментов запугивания и шантажа". Его речь восприняли как свидетельство ужесточения американской позиции в преддверии санкт-петербургского саммита "большой восьмерки" в июле. В России замечания Чейни были встречены с некоторой долей тревоги, хотя в континентальной Европе они практически не попали в заголовки новостей.

В то же время континентальная Европа обратила внимание на недавнее заявление Алексея Миллера, главы "Газпрома", который пригрозил перенаправить поставки из Европы, если ему не разрешат инвестировать в сферу распределения энергии на территории ЕС. Недавно "Газпром" подписал договор с немецким BASF, который предоставит немцам доступ к российскому газовому месторождению в обмен на расширение доли "Газпрома" в одной из немецких газораспределительных компаний.

Германия остается любимым партнером России в ЕС - и добровольным пособником России в дипломатической игре, в ходе которой Россия сталкивает членов ЕС друг с другом. Ангела Меркель, канцлер Германии, остается привержена особым отношениям с Россией, хотя ее личные отношения с президентом Владимиром Путиным далеко не так теплы, как отношения Путина с Герхардом Шредером, ее предшественником. По завершении недавнего российско-германского саммита в Томске она открыто заявила о расхождении во мнениях по вопросам энергетики и Ирана. Если судить по стандартам других российско-германских саммитов, эта встреча в Сибири на личном уровне прошла не так уж хорошо.

Однако не следует считать отсутствие между Меркель и Путиным личного взаимопонимания сигналом крутого поворота в немецкой политике в отношении России. В частности, Меркель продолжает поддерживать проект постройки трубопровода по дну Балтийского моря, совместное предприятие "Газпрома", BASF и Eon. Весь смысл этого трубопровода - в поставках российского газа напрямую в Германию и другие западноевропейские страны в обход Польши и других восточноевропейских стран.

Этот проект - рецидив европейского принципа двусторонних отношений, хотя и не совсем того масштаба, что пакт Гитлера-Сталина, на чем неумно настаивал Радек Сикорский, польский министр обороны. Однако у поляков и других жителей Восточной Европы есть все причины проявлять обеспокоенность немецко-российскими сделками, проводимыми за их счет. Этот газопровод позволит России прекращать газовые поставки в Польшу и другие страны, сохраняя неизменный объем поставок в Германию. Нет никакого сомнения в том, что этот газопровод сделает восточноевропейских соседей России более зависимыми экономически и более уязвимыми политически.

Налицо очевидная потребность изменить политику ЕС в отношении России. Как указывает Майкл Эмерсон из Центра изучения европейской политики в Брюсселе, ЕС должен остановиться на двухаспектной стратегии. Он должен выработать единую позицию на ближайшее будущее и сократить свою зависимость от российского газа в долгосрочной перспективе. Пока же ЕС должен оказывать на Россию максимум давления с требованием ратифицировать Энергетическую хартию, в которой оговариваются правила торговли и транспортировки энергоресурсов в России. В 1994 году ее подписали 49 европейских стран, однако Россия продолжает отказываться от ее ратификации, поскольку возражает против протокола о транзите. Ратификация обяжет Россию открыть ее трубопроводы для иностранных поставщиков. В марте Жозе Мануэль Баррозу, президент Еврокомиссии, встречался с Путиным для обсуждения этого вопроса, однако встреча окончилась безрезультатно.

ЕС также следует обсудить механизм взаимоподдержки, который должен быть аналогичен договору НАТО о взаимной обороне. Если Россия когда-либо перекроет поставки в одну страну ЕС, другие страны ЕС должны будут компенсировать нехватку. Подобный механизм может несколько нейтрализовать политические опасения, которые вселяет проект создания Балтийского газопровода.

Самый мудрый план действий на будущее предполагает дальнейшую либерализацию энергетики, обеспечение альтернативных маршрутов поставок, таких как запланированный трубопровод из Каспийского региона, и инвестиции в сжиженный природный газ, который легче транспортировать.

Возможно, единственной наиважнейшей долгосрочной мерой - против которой сейчас выступают многие члены ЕС, включая Германию - станет пересмотр нынешней политики сворачивания объемов атомной энергетики. Атомная энергетика не устранит потребность в импорте газа, однако может сыграть важную роль в стратегии сокращения зависимости от все более агрессивного поставщика-монополиста.

Это не просто проблема односторонней зависимости. Россия так же зависит от ЕС, как и ЕС от российского газа. Опора России на доходы от нефти и газа отвлекла внимание от экономических реформ и внесла вклад в более авторитарную позицию страны.

Вот почему Россия становится все более опасной для остальной Европы. Это явный повод для более эффективной политики ЕС в отношении России. К сожалению, сейчас ЕС снова впадает в экономический патриотизм. Россия же проверяет способность ЕС защищать свои интересы - и исход этого пока не ясен.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru