Welt am Sonntag | 8 мая 2006 г.
Икра, крымское шампанское и политические комментарии
Томас Клат
Николай Вернер основал в Берлине империю русскоязычных газет
В молодости Николай Вернер был профессиональным боксером. Сегодня он тоже смог бы одним ударом свалить своего противника. Когда радиостанция RBB упрекнула начинающего предпринимателя в мафиозном ведении бизнеса, Вернер подал на радиостанцию иск с обратной почтой - и выиграл.
Николай Вернер питает слабость к пираньям. Целый косяк этих хищниц плавает в аквариуме, стоящем при входе в просторное бюро, где сидят редакторы созданной им Werner Media Group.
Укрепляет ли рабочую мораль ежедневное созерцание пираний, сотрудники компании затрудняются ответить. "Пираньи немного похожи на мой бизнес. С одной стороны, они агрессивны, а с другой - любят, когда с ними обращаются нежно", - говорит Вернер, чья компания располагается в неприметном промышленном здании в берлинском районе Мариенфельд.
Аппетитам рыбок из аквариума соответствуют темпы роста газетной империи. Россиянин немецкого происхождения купил некогда по ничтожно малой цене шедший ко дну журнал Europa Center, переименовал в "Европа Экспресс" и сделал его самой тиражируемой русскоязычной еженедельной газетой в Германии. Потом последовали и другие русскоязычные издания, в том числе и глянцевый журнал "Вся Европа", региональная "Берлинская газета" и "Еврейская газета", еврейское еженедельное издание на русском языке.
В сентябре 2005 года впервые вышел немецкоязычный вариант "Еврейской газеты" под названием Jüdische Zeitung, 40-страничное издание, выходящее раз в месяц, имевшее стартовый тираж в 39 000 экземпляров. Вернер не считает, что тираж этой газеты, превышающий тираж издаваемой Центральным советом евреев Германии Jüdische Allgemeine, говорит об агрессивной манере ведения конкурентной борьбы. Жизнь еврейской общины в Германии стала за последние 15 лет более содержательной и пестрой именно благодаря миграции русскоговорящих евреев. И поэтому, как полагает Вернер, пришло время для создания новой еврейской газеты, имеющей собственную редакцию и экономически независимой.
Вернер планирует и дальнейшее расширение. "В Германии наш потенциал составляет 4,5 млн человек, которые приехали из стран бывшего Союза. И этот потенциал экономически еще не исчерпан", - мечтательно рассуждает Вернер, который во время интервью в своем офисе говорит по-немецки, однако для достоверности просит перевести свои слова с русского.
Если бы он не стал издателем, то непременно попробовал бы себя в качестве профессионального танцора, утверждает медик по образованию, одно время изучавший юриспруденцию и экономику. Призы в бальных танцах выигрывают сейчас его сыновья.
Сам Вернер не забывает о своих успехах в боксе. Однако сейчас ему приходится довольствоваться только тренировками в помещении, принадлежащем его компании и оборудованном под спортзал.
Что касается его политической карьеры, то в свои тридцать лет в 1998 году при покровительстве генерала Лебедя он даже стал вице-губернатором Красноярского края. Однако в путинскую эпоху он не представляет себе карьеры в политике.
Николай Вернер родился в Молдавии в 1968 году. Его родители были советскими гражданами немецкого и еврейского происхождения. Они живут сейчас в США. Он тоже мог бы поехать туда. Но для основания своей газетной империи он выбрал Берлин.
Для Николая Вернера газеты стали вкладом в интеграцию. Темами статей, публикуемых на страницах его газет, стали немецкие и европейские реалии, а не возврат к старой родине, что практикуют туркоязычные СМИ в Германии.
Спустя четыре года после основания, Werner Media Group представляет из себя что-то похожее на империю, в планах которой - достичь в этом году оборота в 20 млрд евро. Другой опорой бизнеса Вернера стала торговля продукцией из Восточной Европы, которую можно заказать по каталогу "Семья".
Кроме того, в 2005 году концерн начал открытие сети магазинов под названием "Ретро - вкус ностальгии". От водки и крымского шампанского до печени трески - такой широкий ассортимент предлагают эти магазины. Вернер генерирует идеи с такой скоростью, что отдел маркетинга его компании еле-еле поспевает с обновлением рекламных проспектов.
Но случаются и неудачи. В конце прошлого года бизнесмен хотел начать вещание радиопрограммы Europa Zentrum из своего здания на Мариенфельд. Но власти земли Берлин-Бранденбург отказали ему в лицензии.
Но этим его не остановишь. Вернер строит планы на будущее: каталог товаров почтой будет издаваться на немецком языке. Кроме солидных изданий, Вернер планирует выпустить в свет газеты и журналы бульварного формата, а также журнал для женщин. Скоро на рынке должен появиться журнал о новинках DVD на русском языке. А флагманское издание "Европа Экспресс" должно стать ежедневной газетой.
Таким образом, компания, основанная Вернером, может по праву считаться ведущей на рынке русскоязычных СМИ в Германии. Столь стремительный взлет Вернера напоминает об олигархах на его родине, в России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях