The Times | 8 мая 2007 г.
Для миллиардеров, у которых есть все
Лео Льюис
Сидя в зале заседаний совета директоров, оформленном как обыкновенная кухня в японском предместье, Токио Аоки гордо двигает через стол емкость с пахучей вязкой темно-коричневой жидкостью. "Выдерживали два года в горах Нагано. Совсем как солодовый виски", - сияет он. Это лучшее мисо, объясняет он, которое не стыдно предложить российскому нефтяному миллиардеру.
Проведя много лет в бизнесе по производству мисо, продавая перебродившую соевую пасту японским хозяйкам как главный продукт вкусной домашней трапезы, Аоки осознал, что его клиентская база радикально меняется. Его новый рынок интересуется победой над ожирением - или даже над смертью.
Японская кухня, которая считается неуловимым сочетанием вкусного и здорового, переживает беспрецедентный всемирный бум. В то же время население Японии уменьшается, и Аоки, президент компании Марукоме, крупнейшего в стране производителя мисо, решил варить продукт, приближенный к его быстро растущим рынкам.
Самый интересный из них, говорит он, это Россия, где сверхбогатые олигархи влюбились в суши, сашими и их традиционный атрибут - пахучий суп мисо. Причина этого внезапного интереса, считает Аоки, заключается в том, что, несмотря на свои личные самолеты, футбольные команды премьер-лиги и автомобильные парки, миллиардеры поняли, что у них есть не все.
"Они смотрят на Японию, видят самую большую в мире продолжительность жизни, самое большое в мире количество людей старше 100 лет и понимают, что это как-то связано со здоровым питанием в нашей стране, - сказал он The Times. - Они хотят жить дольше, чтобы наслаждаться своими деньгами. Их традиционная диета, видимо, не самая здоровая, и они начали есть японские блюда".
Пока японское наступление на российские вкусовые бугорки идет почти исключительно через рестораны суши: всего за несколько лет их появилось сотен пять в Москве и еще в десятке крупных городов, а "Марукоме" охотно снабжает многие из них своими мисо. Следующий большой прорыв наступит, по мнению Аоки, когда русские начнут покупать пасту мисо, чтобы готовить дома.
Возможно, прорыв гораздо ближе в Британии и "практически завершен" в США. Британцы, которых японские производители продовольствия пока считают наименее консервативными среди западноевропейских гурманов, являются крупнейшим рынком японских продуктов питания в Европейском союзе.
Высокий уровень ожирения в США убедил американских потребителей пользоваться японской пищей в качестве способа оздоровить рацион. Компания "Киккоман", крупнейший в Японии производитель соевого соуса, продает свою продукцию в Америке уже пять десятилетий. Компания House Foods, крупнейший в Японии производитель тофу, развивает здесь бизнес с начала 1990-х годов.
"Марукоме", верящая, что "важнейший прыжок" мисо на полки Wal-Mart и последующее трехкратное увеличение годовых продаж не за горами, обнародовала планы по открытию производства мисо за пределами Японии. Компания в этом году откроет завод стоимостью 2 млрд иен (8,4 млн фунтов) в Калифорнии, где будет ежегодно производить 3 тыс. тонн мисо. Учитывая спрос в Британии и России, она рассматривает возможность размещения аналогичного завода в Восточной Европе.
Президент "Киккоман" Юзабуро Моги тоже присматривается к российскому и восточноевропейскому рынкам. Компания открыла бюро по сбору информации в Праге, чтобы выстроить региональную стратегию производства и распространения, и признает, что может рассмотреть открытие завода для удовлетворения спроса в "тех районах Европы, которые не консервативны, когда речь идет о приправах".
Компания называет моду на японские пищевые продукты их спасением в свете падения продаж на отечественном рынке. Япония в целом экспортировала в 2005 году почти на 30% больше соевого соуса, чем в 2004, а показатели 2006 года, как ожидается, побьют и этот рекорд. "Киккоман" ожидает рекордной прибыли за прошлый год.
"Для нас Британия представляет собой окно в Европу, - заявил он. - Люди приезжают из ЕС и пробуют японскую пищу на вкус в Британии, где они видят, как она бывает хороша. Интерес к японской кухне связан с вкусовыми ощущениями и здоровьем, и мы уверены, что их влияние на потребителей становится только сильнее".
Однако в затылок японским производителям продовольствия дышит Китай, который представляет потенциально гигантский рынок, отличающийся, однако, своей кухней, в частности использованием соевых бобов. Аоки из "Марукоме" больше всего волнует то, может ли он дать миру мисо, которого тот привык ждать от его компании. Предстоит провести множество экспериментов, чтобы установить, соответствует ли мисо, сваренное в Калифорнии, тому, что сварено в горах Нагано. "Интересная игра, правда? - говорит он. - Я собираюсь поехать и попробовать первую партию сам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях