Handelsblatt | 8 мая 2008 г.
Сила Москвы часто оказывается мифом
Матиас Брюггманн
Российская экономика стоит на глиняных ногах
Россия - сверхдержава. Так любит представлять свою страну ушедший вчера с поста президента и встающий сегодня во главе правительства Владимир Путин. Запад тоже часто переоценивает самую большую в мире страну. Выше, быстрее, дальше и, главное, больше - такой видит себя Россия. Однако даже после восьми лет Путина у власти в Кремле и при колоссальных успехах после глубокого спада гигантская империя находится в экономическом плане на весьма среднем уровне.
Пример из области внешней торговли: несмотря на огромные объемы поставок нефти и газа Россия была вынуждена уступить место крупнейшего торгового партнера Германии на востоке. Импортируя товары из Германии на сумму в 36,1 млрд евро и поставляя туда свою продукцию на сумму в 24,1 млрд евро, Польша к сегодняшнему дню вытеснила Россию с позиции лидера. Далее, внешнеторговый оборот Чехии с Германией достиг 52,2 млрд евро, и это очень близко к параметрам российской внешней торговли с ФРГ, объемы которой составляют 57 млрд евро.
При этом достижения Москвы во внешней торговле подстегивались стремительно растущей ценой на нефть. Даже Путин и Дмитрий Медведев признают, что экономика их родины все еще ориентирована на сырьевые ресурсы. "Путин в течение долгих лет заявлял о диверсификации российской экономики, однако на деле происходит обратное: Россия все больше зависит от экспорта сырья", - говорит Андрей Илларионов, бывший советник Путина по экономическим вопросам, ушедший в отставку в знак протеста против неверного курса президента. Восточный комитет немецкой экономики тоже напоминает Кремлю о срочной необходимости смены курса - на стимулирование среднего класса и модернизацию перерабатывающих отраслей, а также сектора услуг.
Еще один пример - немецкие предприятия: на территории от Петербурга до Тихого океана работают 4000 немецких фирм, то и дело подчеркивают представители Восточного комитета в доказательство большого интереса к России. Вот только в торговом реестре Румынии, где численность населения в шесть раз меньше, чем в России, значится около 15 тысяч немецких предприятий.
Пример из области иностранных инвестиций: Румыния, которая с 2007 года является членом Евросоюза, давно вытеснила гигантскую евразийскую империю из числа любимчиков немецких инвесторов. Согласно последнему опросу Торгово-промышленной палаты Германии (DIHK), на первое место, опередив Грецию, Латинскую Америку и Белоруссию с ее авторитарным режимом, вышла Румыния. Россия же, пропустив вперед также ЮАР, Прибалтику и Венгрию, занимает только восьмое месте.
Пример из области автомобилестроения: даже в такой важной отрасли, как автомобилестроение, у России, несмотря на приход в страну Volkswagen, Toyota, Renault, Nissan, Ford и BMW, не получается сегодня произвести больше легковых автомобилей, чем это удавалось неэффективной советской экономике. Например, в прошлом году в Российской Федерации АвтоВАЗом и его иностранными конкурентами было произведено почти 1,3 млн автомобилей. Однако, по информации Союза немецких автомобилестроителей (VDA), большую роль все еще играют Чехия (932 тыс. автомобилей), Польша (762 тыс.), Словакия (535 тыс.), Венгрия (300 тыс.), Румыния (243 тыс.) и Словения (200 тыс.). Все же, надежда в России умирает последней - и в течение трех ближайших лет, как утверждают немецкие отраслевые эксперты, страна должна стать самым крупным европейским автомобильным рынком.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях