Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 8 мая 2012 г.

Путину не дают покоя лавры Столыпина

Обзор прессы

Пока в Кремле проходила торжественная церемония инаугурации нового президента, полиция прочесала Москву, задерживая участников антипутинского движения. Российское общество раскалывается, комментируют СМИ: молодое поколение не помнит советской системы и не боится государства. Историческая миссия Путина, мечтающего превзойти "спасителя нации" Столыпина, не отвечает их чаяниям. И если с ролью борца с инакомыслием и контрреволюционера Путин справляется, то славы реформатора ему не видать.

"Путин взял бразды правления, а полиция наказывает инакомыслящих в Москве" - так описывает сегодняшние российские реалии The New York Times. Пока в Кремле проходила церемония инаугурации нового президента, полиция прочесала город, задерживая всех, кто носит белые ленточки, символ активистов антипутинского движения, пишут авторы материала Эллен Барри и Софья Кишковски.

Это выявило проблемы, стоящие перед Путиным, который, несмотря на задержания, обещал расширить права и свободы россиян.

"Несмотря на свою ловкую победу на президентских выборах в марте, 59-летний Путин столкнулся с растущим поколением, которое не помнит советской системы, сформировавшей его видение мира. Они не боятся государства и, очевидно, готовы бороться за власть снизу", - заявил Александр Рар, специалист по России из Германского совета по внешней политике.

"Он считает себя спасителем России и полагает, что все зависит от него, - сказал Рар. - Он уже видит себя исторической личностью, человеком, предотвратившим крах страны. Проблема в том, что он должен удовлетворить реальные требования людей, которые на 30 лет моложе него".

Накануне инаугурации Путина произошли жестокие столкновения протестующих с полицией, что стало неприятной новостью для города, привыкшего за последние месяцы к масштабным, но мирным демонстрациям.

"До этого момента все было мирно, - отметил 40-летний Алексей Еремин, арт-директор одного из журналов. - Но пролилась первая кровь, и, зная русский характер, можно сказать, что ситуация теперь будет непредсказуемой".

Дмитрий Тренин, директор Московского центра Карнеги, заявил, что Путин явно стремится к модернизации России - возможно, следуя по стопам царского премьер-министра Петра Столыпина, который практически не терпел инакомыслия, но продвигал исторические реформы.

"Это человек, который пытается делать то, чего избегали все его предшественники, - сказал Тренин. - Он видит себя человеком с миссией, миссией исторических масштабов".

Как отмечает Independent, вчера российское государственное телевидение дополняло кадры инаугурации Путина рассказами об истории кремлевских соборов и списком гостей, но не упоминало ни об арестах, происходивших в это самое время, ни о массовых протестах 6 мая. Одновременно в прямом эфире телеканала "Дождь" обозреватели говорили, что город находится "под оккупацией".

Вышеописанная разница - примета того, насколько сильно расколота Россия, считает корреспондент Шон Уокер. Журналист признает, что в протестном движении участвуют многие "неприятные элементы - националисты, анархисты и другие радикалы". Но большинство участников акции 6 мая - "россияне из среднего класса, уставшие жить при системе, которая, на их взгляд, не дает им права голоса".

"России далеко до ливийского или сирийского сценария событий, но обе стороны ужесточают свои позиции, и, вполне возможно, впереди период потрясений", - заключает автор.

О расколе российского общества на "два электората" пишет и редактор журнала Pro et Contra Московского центра Карнеги Маша Липман в материале для The Washington Post. По мнению автора, консервативное большинство держится за нынешнюю ситуацию, "при которой люди наверху решают все, а у народа нет права голоса". Современно мыслящее меньшинство привыкло принимать решения самостоятельно.

Эти две группы людей по-разному понимают легитимность руководителей. "Для консервативного большинства легитимность правителя опирается на тот факт, что он находится на самом верху", - говорится в статье. Эти люди голосуют за "начальство", но это еще не значит, будто они симпатизируют правителю или одобряют его стиль управления. Собственно, и обе группы сходятся во мнении, что госслужащие злоупотребляют своими полномочиями, а чиновники коррумпированы и черствы.

"Современно мыслящие россияне до самого последнего времени разделяли мысль, что рядовые граждане не могут повлиять на политику. Но эта группа людей не согласна голосовать за начальство", - отмечает автор.

Со своей стороны, правительство Путина предлагает разным социальным слоям два "негласных пакта", как выражается Липман. Консервативному большинству предложено повышение зарплат и пенсий взамен на лояльность. Свободомыслящему меньшинству обещано невмешательство в его жизнь при условии, что оно не будет заниматься политикой.

По мнению Липман, первый пакт до сих пор выполняется, но второй - едва ли. Протестное движение продемонстрировало: некоторые россияне больше не поворачиваются спиной к политике и не хотят смиряться с ложью, беззаконием и служебными злоупотреблениями. Но пока антипутинские силы слабы, и Путин может править в своем стиле.

Однако Липман прогнозирует: авторитарный курс и гипокритическая риторика Путина расширят ряды протестующих и еще более ослабят легитимность нового российского президента. "Появление сплоченной оппозиционной силы - всего лишь вопрос времени", - заключает автор.

"Контрреволюционер" - так называется сегодняшняя статья в Der Spiegel. Возвращение Путина в Кремль станет шагом назад для России, уверен шеф московского бюро немецкого издания Маттиас Шепп. Путин даст обратный ход и тем незначительным реформам, которые удалось запустить его предшественнику Дмитрию Медведеву.

Путин хотел бы войти в историю как великий российский реформатор Петр Столыпин, премьер-министр при последнем российском императоре. "Как отец нации, который вывел Россию из болезненного состояния после распада Советского Союза".

Новый старый президент не забыл, как в моменты его слабости - когда после начала массовых протестов фундамент под его властью закачался - олигархи и кремлевские бояре решали, не пришло ли время рискнуть свергнуть Путина. Его инаугурация дает "официальный стартовый залп к настоящей контрреволюции. При этом за кулисами уже давно начался процесс возвращения к прошлому с элементами мести", пишет издание.

"Путин твердо решил бескомпромиссно действовать против тех, кто в ходе зимних протестов хотел отправить его на пенсию. На днях массовые акции протеста, в которых приняли участие около 30 тыс. противников Путина, закончились задержанием порядка 500 демонстрантов. (...) Сотрудники правоохранительных органов и спецподразделений реагировали на действия демонстрантов с невиданной в последние несколько месяцев жесткостью. Обе стороны получили то, что хотели: оппозиция - кадры полицейских с дубинками в преддверии инаугурации Путина, а команда Путина - возможность продемонстрировать соотечественникам, что новый президент не считает необходимым проведение реальных политических реформ".

На критику внепарламентской оппозиции Путин реагирует не обещаниями изменить систему, а "усовершенствованием потемкинской демократии", говорится в статье.

"Команде Владимира Путина легко удается представить инакомыслящих и демократов в соответствии с лучшими советскими традициями как сборище фриков и чокнутых. Путин - герой молчащего большинства, которое не хочет экспериментов, по большей части зависит от бюджета и воспринимает мир в соответствии с советскими стереотипами".

И в экономике, пишет автор, Путин наносит контрудары против тех олигархов, которые демонстрировали свою симпатию Дмитрию Медведеву. Так, несмотря на все устные заявления, Путин скорее всего замедлит процесс приватизации.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru