Статьи по дате

The New York Times | 8 мая 2014 г.

Как вести себя с незнакомцами, чтобы получать позитив

Элизабет Данн и Майкл Нортон

Фото: Global Look

"Если вы ездите в метро или на другом общественном транспорте, вы знаете правила: избегайте визуального контакта, держите дистанцию, насколько позволяет место, и, ради всего святого, ни с кем не разговаривайте, - пишут ученые Элизабет Данн из Университета Британской Колумбии и Майкл Нортон из Гарвардской школы бизнеса в статье для The New York Times. - Но что если правила неверны?"

Исследователи Николас Эпли и Джулиана Шредер попросили пассажиров пригородных чикагских электричек отступить от правил. Одна группа испытуемых получила задание заговорить с соседом по вагону. Других участников эксперимента попросили следовать нормам и держаться особняком. В результате те, кто завел разговор с незнакомцем, признались, что получили более приятные впечатления от поездки. Кстати, перед экспериментом многие участники сомневались, легко ли будет разговорить случайного попутчика, - им казалось, что больше половины других пассажиров попросту не захотят с ними общаться, однако в итоге никого из них не проигнорировали.

Другое исследование, о котором рассказал журнал Science в 2004 году, показало, что из повседневных действий поездки в общественном транспорте вызывают меньше всего положительных эмоций. Избегая контактов, мы все следуем коллективному представлению, которое оказалось ложным, говорится в статье. Частные лица и администрации во что только не вкладывают деньги, лишь бы сделать общественный транспорт хоть немного более сносным: тут и наушники для шумоподавления, а выкраивание дополнительного пространства для пассажиров. "Но что если инвестировать нужно в социальный капитал - в общение с окружающими нас незнакомцами?" - пишут авторы.

Прелесть незнакомцев в том, что при общении с ними мы, как правило, улыбаемся, приберегая мрачную физиономию для родных и близких. Многие, однако, убеждены, что благополучие зависит от тех, с кем мы поддерживаем тесные связи, а не от малозначительных персонажей, которых мы встречаем каждый день. Авторы статьи рассказывают о своей студентке Джиллиан Сэндстром, которая в ходе эксперимента выяснила, что и интроверты, и экстраверты чувствуют себя лучше в те дни, когда много общаются. Удивительно, но общение с малознакомыми людьми доставляет как минимум не меньше удовольствия, чем общение с близкими.

Даже беглый взгляд может многое изменить, уверяют психологи. Многие из нас сталкивались с тем, что немцы называют wie Luft behandeln ("когда смотрят, как сквозь воздух"). Социальная норма избегать визуального контакта кажется невинной, но все не так безоблачно. В одном из крупных американских колледжей провели эксперимент: молодая девушка ходила по территории университета, то улыбаясь людям и встречаясь с ними глазами, то глядя "насквозь", куда-то вдаль. Те, на кого она смотрела как на пустое место, признались шедшему за девушкой исследователю, что почувствовали себя оторванными от других.

"Простое приветствие, адресованное незнакомцам на улице, может облегчить их экзистенциальную тревогу, а приветствия других людей могут сделать то же самое для вас", - уверяют исследователи.

Бонусы, получаемые человеком, который инициирует контакт, распространяются и на его собеседника. Эпли и Шредер обнаружили: когда в комнате ожидания кто-то брал инициативу в свои руки и заговаривал с другим, оба признавали, что испытали позитивные эмоции.

Так что вместо того, чтобы полагаться на свое ошибочное убеждение о "прелестях одиночества", мы вполне можем начать общаться с незнакомыми людьми, делают вывод ученые. По крайней мере, на улице мы можем отказаться принимать мир, в котором люди смотрят друг на друга отсутствующим взглядом, как на пустое место. Заговаривая с незнакомцами, мы получаем намного больше, чем может дать "личное время", которое мы на это тратим.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru