Статьи по дате

The Washington Post | 8 ноября 2000 г.

О тебе, моя Россия

Маша Липман

Президент Владимир Путин, стремящийся вернуть под контроль региональных лидеров, надеть узду на некоторых бизнес-магнатов и увеличить военные расходы, сейчас перешел к делу: он поручил недавно сформированному Госсовету подготовить новый национальный гимн.

Опять мы за свое. После того, как в 1917 году был отменен гимн российской империи "Боже царя храни", революционные фанатики, верившие, что коммунистическая Россия представляет собой лишь короткую остановку на пути к мировой революции, избрали в качестве первого советского гимна "Интернационал" - пролетарскую песню, призывающую "весь мир голодных и рабов" восстать против своих хозяев.

Этот гимн продержался до Второй мировой войны - тогда Сталин возродил русский имперский национализм и приказал привести национальный гимн в соответствие с требованиями времени. Была выбрана строгая, медленная мелодия и явно угнетающий ритм. Музыка была написана Александровым, а слова - Эль-Регистаном и Сергеем Михалковым, который был фаворитом Сталина. Новый текст прославлял "Великую Русь", сплотившую "навеки Союз нерушимый республик свободных", и, конечно, Сталина, "который на труд и на подвиги нас вдохновил". Музыка пережила Сталина, умершего в 1953 году, однако слова были убраны после осуждения Хрущевым сталинских преступлений. Так что национальный гимн стал тем, что либеральная интеллигенция любила называть "песней без слов".

Леонид Брежнев, который привел СССР к комфортному состоянию застоя после неопределенности хрущевских времен, распорядился подобрать для гимна подходящие слова. Как оказалось, здесь пригодился Михалков. Он взглянул на свою старую работу, и она ему понравилась. Решив, что больших изменений не требуется, Михалков, как опытный портной, прихватил здесь, выпустил там, и получилась песня, подходящая для зрелой империи, вступающей в эпоху разрядки напряженности. Естественно, он убрал из нее все упоминания о Сталине, равно как и наиболее воинственные строчки (речь идет о строфе, превозносящей до небес Красную Армию). Он добавил в текст четверостишие о "победе бессмертных идей коммунизма", которые "вперед нас ведут". Гимн вновь стал песней со словами.

Однако, после краха коммунистической системы и развала СССР в 1991 году, президент Борис Ельцин и его реформаторское правительство почувствовали необходимость в серьезных символических жестах. С момента, когда он стоял на броне танка, возглавив сопротивление коммунистическому заговору по свержению своего соперника Михаила Горбачева, зачитывал указ о запрете Компартии, демонтировал памятник Феликсу Дзержинскому (основателю наводящих ужас советских органов безопасности), Ельцин предпринял широкомасштабные шаги. Он ввел в России трехцветный флаг и заменил серп и молот двуглавым орлом в качестве национальной эмблемы.

Затем президент обратился к национальному гимну. Сначала его выбор казался прекрасным. Речь идет о песне русского композитора 19-го века Глинки, которого называют первым российским музыкальным классиком. Медленный и торжественный ритм звучал явно по-русски. К сожалению, у песни не было собственных слов.

Пост-коммунистические российские власти, твердо придерживаясь новых демократических ценностей, решили предоставить право самим россиянам написать текст к национальному гимну. Был объявлен конкурс, и вскоре сотни, даже тысячи граждан отправили свои варианты гимна в Министерство культуры, слегка усталые руководители которого должны были их оценить.

В конце концов, ни один из вариантов не получил высшего балла, что, видимо, доставило удовольствие восьмидесятилетнему Михалкову, который злорадствовал по поводу того, что, рано или поздно, властям вновь придется к нему обратиться. После финансового кризиса 1998 года, который привел к падению кабинета министров, думские коммунисты проголосовали за возврат музыки коммунистического гимна (согласно опросу общественного мнения, проведенному после голосования, в поддержку этого решения высказываются 60% россиян), оставив на более позднее время вопрос о словах. Тем не менее, Ельцин наложил вето на решение Думы. Песня Глинки осталась, хотя она так и не прижилась, возможно, из-за отсутствия слов.

Теперь Путин призывает адаптировать государственный гимн к новым российским политическим реалиям. Общественность активно включилась в дискуссию. Варианты нового гимна активно обсуждаются в телешоу и газетах различной политической ориентации. В одной из комедийных программ высмеивался вариант гимна, в котором Россия изображается страной мечты, где коровы дают бензин вместо молока, а мужчины никогда не теряют потенции.

Путин, не разделяющий ярые антикоммунистические настроения, присущие Ельцину, дает понять, что не будет возражать против возврата сталинской музыки. Однако есть и вариант возврата музыки старого царского гимна. Хотя, какой бы ни была мелодия, политические лидеры, видимо, не способны найти слова, которые отражали бы их видение России. Нет никаких признаков, чтобы проблема с текстом гимна как-то решается. Ходят слухи, что за консультациями обращаются к Сергею Михалкову.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru