The Wall Street Journal | 8 ноября 2000 г.
МВФ готовит новое соглашение о реструктуризации российского долга
Эндрю Хиггинс
Через год после того, как были заморожены выплаты по кредитной программе для России общим объемом в $4,5 млрд., Международный Валютный Фонд готовится подписать с Москвой новое соглашение, в котором не идет речи о предоставлении дополнительных средств, но которое может помочь России реструктурировать долг Советского Союза, составляющий около $40 млрд.
Во вторник в Москву прибыла команда экономистов из МВФ, которая должна заложить основу так называемого предварительного резервного соглашения, что свидетельствует о начале очередного этапа не всегда простых отношений между МВФ и Россией.
Люди, знакомые с ходом переговоров, говорят, что МВФ, вместо того, чтобы, как это было в прошлом, переводить в Россию миллиарды долларов, хочет подписать не предусматривающую финансовых вливаний программу, согласно которой страна обязалась бы проводить значительное количество реформ и добиваться определенных экономических показателей, а МВФ дал бы зеленый свет ее переговорам с Парижским клубом государств-кредиторов.
В прошлом Россия покрывала огромный дефицит бюджета при помощи кредитов МВФ, но благодаря уверенному экономическому росту, одной из причин которого являются высокие мировые цены на нефть, Москва избавилась от острой потребности в иностранной валюте. МВФ также хочет покончить с тем, что критики называют дорогостоящей зависимостью России от иностранных кредиторов.
Согласно данным исследования, проведенного недавно Главным бюджетно-контрольным управлением (the General Accounting Office) Конгресса США, с момента распада Советского Союза, т.е. с 1991 г., Россия добилась очень незначительных успехов в выполнении задачи по переходу от командно-административной к рыночной экономике. Исследование показало, что к сентябрю 1998 г. МВФ, Всемирный банк и другие учреждения предоставили России порядка $66 млрд., сделав страну крупнейшим получателем финансовой помощи.
Американские президентские выборы стали дополнительным толчком к пересмотру политики МВФ в отношении России. Если администрация Клинтона часто и энергично лоббировала интересы России, то кандидат от Республиканской партии Джордж Буш выступал резко против продолжения кредитования России со стороны МВФ.
В последний раз МВФ дал России деньги летом прошлого года. Эти $640 млн. были первым траншем кредитного пакета в $4,5 млрд., замороженного в связи с появлением жалоб на то, что Россия в прошлом предоставляла МВФ ложную информацию, переводила фонды Центрального банка в оффшоры и не выполняла различные обещания, связанные с проведением реформ.
Новое соглашение, переговоры о котором идут в настоящее время, могло бы дать этой стране теоретическое право получить у МВФ новые кредиты, однако Россия заявила, что не будет этого делать. Соглашения позволит ей начать формальные переговоры о реструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, самым крупным из которых является Германия.
По некоторым причинам Россия уже не нуждается в деньгах МВФ столь остро. В этом году ожидается экономический рост, по крайней мере, в 5%. Торговый баланс и состояние золотовалютных резервов никогда не выглядели настолько здоровыми. Госбюджет на следующий год - а это первая за десять лет попытка принять сбалансированный бюджет - предполагает снижение долга и помощь МВФ на общую сумму в $5 млрд., но в основном это предполагается сделать за счет долгожданного соглашения с Парижским клубом.
В выходные высокопоставленные представители МВФ должны прибыть в Москву и попытаться составить окончательный вариант новой программы, которая затем будет одобрена на собрании совета директоров МВФ в Вашингтоне в начале следующего года.
Летом Россия приняла проект дерзкой экономической программы, в которой учтены многие требования МВФ. Однако возможным препятствием на пути достижения соглашения может стать отсутствие успехов в реструктуризации банковской системы, сметенной финансовым кризисом в августе 1998 г. Согласно конфиденциальному докладу, сделанному экономистами МВФ и Всемирного банка летом текущего года, российские банки "так и не избавились от недостатков, обусловивших банковский кризис 1998 г.", что создает угрозу нового кризиса.
Кроме того, Россия медлит с выполнением требования МВФ о продаже Центральным банком пяти своих оффшорных дочерних банков. В 1996 г. с помощью одного из этих банков Россия вводила МВФ в заблуждение относительно состояния своих золотовалютных резервов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях