Статьи по дате

The New York Times | 8 ноября 2001 г.

На пути к саммиту в Кроуфорде

Уильям Сэфаэр

В прошлом месяце Джордж Буш в беседе с Владимиром Путиным назвал Договор по ПРО от 1972 года устаревшим и бесполезным. Вчера вечером в интервью "Эй-Би-Си" Путин возразил Бушу, заявив Барбаре Уолтерс, что этот договор - оставляющий США и Россию беззащитными перед угрозой ядерного нападения - является важным, эффективным и полезным.

Затем российский президент добавил одно важное "но": "Но у нас есть общая переговорная платформа, которая позволит достичь договоренности на эту тему".

Эта платформа была тайно согласована 21 октября в Шанхае: бесполезный для нас и полезный для них Договор по ПРО будет видоизменен, чтобы позволить нам проводить испытания - ныне запрещенные - системы, призванной защитить нас от ракетного удара со стороны террористов или государств-изгоев.

Взамен на предстоящем саммите, который пройдет на ранчо Буша в Кроуфорде (Техас), США согласятся на обоюдное сокращение - в рамках Договора СНВ - ядерных арсеналов ниже уровня 2000 боеголовок (большее количество Россия просто не может содержать). Как заметил Гарри Копп из Jamestown Foundation: "Сторонник СНВ встречается с противником Договора по ПРО".

Говоря о войне в Афганистане, Путин дал Уолтерс такую оценку: "США проигрывают войну, но не в военной, а в информационной сфере. Мне кажется, что террористы обыгрывают нас всех на

информационном поле. Они действуют более агрессивно и более наступательно...".

Российскому лидеру это должно быть хорошо известно; сам бывший сотрудник КГБ является мастером дезинформации. Он завоевал популярность среди националистов, возложив на чеченских сепаратистов вину за все теракты, совершенные в России. Теперь, когда США подверглись нападению со стороны организованного терроризма, он хочет стать нашим партнером в борьбе с ним.

Политик, недавно имевший с ним продолжительную беседу на русском языке, рассказал мне, что "Путин по-прежнему является кэгэбэшником, но ему больше не нужно опасаться националистов или милитаристов, таких как Жириновский и Лебедь. Старые коммунисты вымирают, молодых реформаторов становится все меньше, и Путин прибрал к рукам контроль над СМИ, так что теперь в его адрес не слышно никакой критики".

Учитывая, что его популярность взлетела до таких же высот, как у Буша, Путин имеет 3 варианта дальнейших действий:

1.Объединиться с Китаем против Запада.

2.Обхаживать Европу, стараясь отдалить ее от США.

3.Вызвать разочарование у Китая и изумление у Европы, завязав дружеские отношения с США.

Он начал развивать последний вариант, закрыв шпионский центр на Кубе, уйдя с военно-морской базы в Камране и сняв возражения по поводу строительства нефтепровода через Каспийское море в Турцию. Хотя Путин не хочет отказываться от выгодного для него, но опасного сотрудничества с Ираном в ядерной области, он больше не критикует наше желание принять страны Балтии в НАТО.

После событий 11 сентября Путин использовал шанс, чтобы помочь оказавшимся в беде США. Когда он согласился на наше военное присутствие у южных границ России - в Таджикистане и Узбекистане - его генералы не решились публично ему возразить. Путин мог бы даже предложить предоставить в наше распоряжение российские боевые части - для участия в "спасательных операциях, в том числе на территории Афганистана" - хорошо зная, что новое российское вторжение было бы последним, что потерпят антиталибски настроенные афганцы.

Однако самым верным признаком того, что Путин сделал выбор в пользу стратегии сотрудничества с американцами, будет его готовность внести изменения в Договор по ПРО. На прошлой неделе Ху Цзиньтао прибыл в Москву, чтобы заявить, что американский космический щит лишит Китай возможности угрожать Тайваню ядерным оружием. Однако получил резкий отпор.

Европейские лидеры, выступающие против нашего противоракетного щита в стремлении объединить силы в борьбе против американской гегемонии, просто рты раскрыли от удивления. Как мог Путин обойтись без них в процессе интеграции с Западом, - бормочут они себе под нос, - и заключить приватную сделку с Бушем, сторонником однополярного мира?

Путин обоснованно стремится установить с США особые отношения. Китай, с которым Россия граничит на востоке, в долгосрочном плане представляет стратегическую угрозу для России, а США - нет. Европе не нужен экономический конкурент, в то время как у США есть деньги и опыт для разработки российских нефтяных и газовых месторождений. Кроме того, в руках у Вашингтона находятся ключи к вступлению России в ВТО.

Мы можем надеяться, что на саммите в Кроуфорде Буш и Путин прекратят все эти лицемерные заявления о безграничном взаимном доверии. Американская национальная трагедия дала возможность Путину сблизиться с США, однако нам не следует забывать, что, как только русский медведь встанет на задние лапы, он вновь начнет рычать.

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru