Business Week | 8 ноября 2005 г.
"Лада" видит достижения своих конкурентов
Джейсон Буш
Господство "АвтоВАЗа" под серьезной угрозой на фоне открытия иностранных заводов в России
Это событие знаменует конец целой эпохи - и порождает активные размышления о будущем одной из самых важных российских компаний. 27 октября 64-летний Владимир Каданников, председатель автопроизводителя "АвтоВАЗ", покинул пост главы компании после 17 лет работы. Его уход пришелся на период, когда российская автомобильная индустрия пытается конкурировать, противостоя валу машин иностранного производства.
Ничто, кроме "АвтоВАЗа", не может так ярко символизировать сложности, с которыми сталкивается российская автопромышленность. Имея 145 км производственных линий, 100 тыс. рабочих и выпуская около 700 тыс. машин "Лада" в год (это около 70% всего объема производства автомобилей в России), завод в Тольятти является одним из крупнейших автозаводов в мире. Несмотря на то что "Ладу" нередко упрекают в недостаточной надежности, он до сих пор популярен в России, где его можно купить всего за 4 тыс. долларов. "АвтоВАЗ" удерживает 40% внутреннего рынка, и в прошлом году компания получила чистую прибыль в 147 млн долларов от общего дохода в 5,57 млрд долларов.
А теперь плохая новость. Если компания не сможет каким-либо образом модернизироваться на фоне наплыва иностранных машин, "АвтоВАЗу" будет все сложнее держаться в седле. "Если "АвтоВАЗ" не сможет привлечь иностранного партнера, который даст новые технологии или новую модель, я не вижу будущего для этой компании", - говорит Наталия Загвоздина, аналитик московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал".
Несмотря на растущий спрос на машины, производство российских моделей в этом году, как ожидается, резко сократится из-за все более нежной любви российских потребителей к иностранным моделям.
По данным московского инвестиционного банка "Объединенная Финансовая Группа", объемы производства "АвтоВАЗа" сократятся в текущем году на 4%, а доходы - на 34%. В следующем году "АвтоВАЗ" столкнется с еще более жесткой конкуренцией со стороны иностранных производителей, которые открывают свои заводы в самой России. С 2002 года в Россию пришли Ford, General Motors и Renault, ожидается, что за ними последуют Toyota, Volkswagen и DaimlerChrysler.
Российское правительство их поддерживает. После многих лет защиты местной автомобильной индустрии посредством высоких тарифов в последнее время оно снизило тарифы на ввозимые запчасти с 5-10% до 0-3%. По прогнозам, к 2010 году на долю иностранных производителей в России будет приходиться 900 тыс. автомобилей, тогда как в прошлом году их было 165 тыс.
Действительно, "АвтоВАЗ" делает все, чтобы дать отпор. В этом году была запущена компактная "Лада Калина", в которой есть такие элементы, как антиблокировочная система тормозов, усилитель рулевого управления и кондиционер, - все это было диковинкой в предыдущих российских моделях. "АвтоВАЗ" даже построил совершенно новый завод, оснащенный современным оборудованием, и нанял новых сотрудников для производства "Калины". "Наша компания делает все возможное, чтобы повысить конкурентоспособность нашей продукции", - отмечает начальник управления по маркетингу Александр Бердихин.
Медленно и мимо цели
Пока "Калина", цена которой составляет около 8 тыс. долларов, находит покупателей. Но многие эксперты автопрома исполнены скепсиса. "Увы, качество все равно оставляет желать лучшего, - говорит Леонид Голованов из "Авторевю", российского автомобильного журнала. - Проблема в том, что эта машина построена на основе старой платформы, со старым двигателем, коробкой передач и так далее".
По словам аналитиков, "АвтоВАЗ" до сих пор хромает из-за неспособности своевременно предлагать рынку новые модели. "Калина" была разработана в начале 1990-х, но ее запуск неоднократно откладывался из-за производственных сложностей. Некоторые эксперты считают, что "АвтоВАЗ" должен задуматься о сборке иностранных марок, хотя эта идея является анафемой для патриотов-управленцев старой школы, гордящихся российскими машинами отечественного производства.
Вопрос о том, заставит ли уход Каданникова "АвтоВАЗ" переключить скорость, остается открытым. Компания назначит нового руководителя после заседания совета директоров 22 декабря. Аналитики отмечают, что руководство компании расколото на традиционалистов породы Каданникова и молодой, более агрессивный тип. "Они должны сократить количество рабочих на 50%, распустить большую часть управления и начать активно искать иностранного партнера для производства того, что пользуется спросом", - говорит Загвоздина. Может быть, это непосильное требование. Но без четкого нового видения часы для гордого российского производителя тикают все громче и громче.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях