The Guardian | 8 ноября 2005 г.
Почему женщины смеются над шутками дольше и громче
Алок Джа
Женщинам шутки приносят больше удовольствия, чем мужчинам, установили ученые. Кроме того, они активнее используют отделы головного мозга в процессе оценки юмора.
Ученый Аллан Рейсс из центра междисциплинарных исследований мозга при Стэнфордском университете в Калифорнии считает, что проведенное им новое исследование позволит глубже взглянуть на депрессию и такие заболевания, как катаплексия, при которых наблюдается неожиданная утрата двигательного контроля, связанная с сильными эмоциями.
В процессе оценки юмора задействовано несколько частей головного мозга, включая предлобную кору (где происходит обработка речи) и мезолимбическую систему (центр удовольствия или вознаграждения), ответственную за чувство удовлетворенности от таких вещей, как зарабатывание денег или употребление кокаина.
О результатах нового исследования сообщает сегодня журнал Proceedings of the National Academy of Sciences. В ходе своего эксперимента д-р Рейсс попросил 10 женщин и 10 мужчин оценить на предмет веселости несколько смешных мультфильмов. За реакцией людей следили с помощью аппарата сканирования головного мозга.
В целом, реакции мужчин и женщин были во многом похожи. Однако исследователи обнаружили, что женщины используют определенные части своего мозга в большей степени, чем мужчины. Среди них - левая предфронтальная кора, что говорит о большем упоре на языковую обработку, и часть мезолимбического центра удовольствия, которая называется прилежащее ядро (nucleus accumbens).
По словам д-ра Рейсса, женщины более глубоко анализировали мультфильмы, прежде чем назвать их веселыми, потому что они, в отличие от мужчин, не ждали, что мультфильмы обязательно принесут им удовольствие.
"Женщины в меньшей степени ожидали удовольствия, в данном случае - кульминации мультфильма, - говорит Рейсс. - Так что когда они доходили до главной шутки, то испытывали большее удовольствие". Чем смешнее был мультфильм, тем более активизировались центры вознаграждения у женщин.
У мужчин ситуация обстояла по-другому. Мужчины с самого начала ожидали, что мультфильм будет веселым.
По словам Рейсса, его исследование имеет важное значение для лечения депрессии у женщин. Если у женщин центры удовольствия более чувствительны к эмоциональным стимулам, это может объяснить, почему от депрессии страдают в два раза больше женщин, чем мужчин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях