Le Figaro | 8 ноября 2005 г.
Франция у позорного столба
Ив Треар
Горит ли Париж? Зарубежные СМИ словно сорвались с цепи, консульские работники валятся с ног от усталости. Франция - воюющая страна. Городские волнения, распространяющиеся по ее территории, дают пищу для самых серьезных комментариев и самой тревожной реакции. Москва рекомендует своим гражданам не появляться в окрестностях Парижа. Правительство Финляндии не советует совершать ночные поездки по пригородам. Посольство Португалии предоставляет защиту в случае опасности. Американские газеты сравнивают Париж с Багдадом, а Сен-Сен-Дени - с сектором Газа, называют нынешний кризис "социальной "Катриной". Великий повелитель Муаммар Каддафи даже предложил Жаку Шираку свою помощь.
Одно из двух. Или интерес к Франции носит искренний характер, и тогда он заслуживает нашей благодарности. Или это просто прекрасный повод плюнуть в сторону общепризнанной родины прав человека и Просвещения, до сих пор готовой - и это правда - давать уроки остальному человечеству. Безусловно, здесь присутствует и то, и другое, но есть основания полагать, что второй мотив преобладает.
Сегодня Франция расплачивается за свою гордыню. В глазах всего мира ее знаменитая модель интеграции терпит крах. Этот кризис говорит о "неспособности интегрировать своих иммигрантов", пишет New York Times. Месть - это блюдо, которое едят в холодном виде. Американцы никогда не забудут малоприятных слов, сказанных об их стране в момент войны в Ираке и при прохождении циклона над Луизианой.
Однако их оценка ситуации не лишена проницательности. Она указывает на провал политики, проводившейся на протяжении 40 лет. Франция не воюет, но она увязла в своих нестыковках, противоречиях. Слишком часто демагогия брала верх над разумом, из-за чего так называемая проблема пригородов не решалась. Редко за декларациями о намерениях следовали конкретные дела. А главное, наивно думать, что набором технических мер можно вернуть гордость и надежду многим французам из числа бывших иммигрантов, которых слишком часто изображали жертвами, а не ответственными гражданами.
Идеальной модели интеграции не существует. Но Франция отказалась от своей модели, решив пойти по легкому пути и уступив "общинным" предрассудкам. Она продолжает делать из молодежи пригородов французов особой категории. Так, в субботу премьер-министр принял Далиля Бубакера, как если бы ректор Парижской мечети был лидером пригородных профсоюзов. Является ли ислам причиной сегодняшних беспорядков? Насколько известно, нет. Скорее решением проблемы было бы подтверждение прав и обязанностей каждого - прав и обязанностей, общих для всех.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях