EUobserver | 8 ноября 2006 г.
Прощупывание отношений с Россией
Рафаэлло Пантуччи
Как и в большинстве случаев, когда дело касается внешней политики, Европа избрала предсказуемо шизофренический подход в отношениях с Россией.
В результате в проигрыше оказалась сама Европа: Россия извлекла выгоду из непонятных проволочек ЕС, а доверие к внешней политике Европы в очередной раз разрушено.
С одной стороны, Европы взяла морализаторский и высокомерный тон в общении с Россией. Неправительственные организации и парламенты стран Союза периодически жалуются на отступление России от демократических норм и плохое обращение с соседними странами (потенциальными членами НАТО) - Грузией и Украиной.
С другой стороны, европейские страны приветствуют российские инвестиции, пытаются вкладывать деньги в эту страну и покупают ее стратегические ресурсы, зачастую вступая в драку за выгодные сделки с Кремлем.
Расхождение в подходах случается не только между странами ЕС, но даже внутри одной страны. Германия, к примеру, настолько не уверена в своей позиции, что министерство иностранных дел часто выступает с заявлениями, идущими вразрез с позицией канцелярии.
Недавнее шоу в Лахти было квинтэссенцией этой разнонаправленной политики ЕС. Члены ЕС отправились на конференцию с некоторым чувством смущения из-за того, что они предоставляют президенту Путину трибуну и фотографов, а он между тем отказался подписать общую Энергетическую хартию, призванную повысить прозрачность отношений, вышвырнул европейских инвесторов из уже подписанных договоров о разработке нефтяных месторождений и говорит о возможном "кровопролитии" на Кавказе.
Европейские лидеры боятся шантажа со стороны России
Однако в то же время президента Путина не в чем винить. Он всего лишь принял их приглашение, и если у них действительно есть разногласия с проводимой им политикой, они могли бы выработать более сдержанный подход к деловому общению с ним.
К сожалению, европейские лидеры боятся шантажа со стороны России и чувствуют себя заложниками российских энергопоставок.
Между тем Россия никогда не угрожала напрямую ЕС; похоже, что она в этом не нуждается, поскольку европейцы охотно вычитывают угрозу, анализируя соотношение сил.
В результате европейские страны, боясь прогневить русских, выстраиваются в очередь на подписание двусторонних соглашений с Кремлем и теряют главное преимущество ЕС в международной экономике и политике - свои размеры.
В конце концов, Россия нуждается в продаже своих энергоресурсов Европейскому союзу. В данный момент ее связи с Азией недостаточно развиты и завязаны на приток средств, который как раз обеспечивается продажей энергоносителей в Европу.
Помимо всего прочего, разваливающаяся российская инфраструктура вопиет об инвестициях и об участии в ее развитии западных (европейских) заинтересованных компаний.
За доказательствами трудностей, с которыми сталкиваются русские, желающие могут обратиться к событиям прошлой зимы, когда итальянская энергетическая компания ENEL тихо жаловалась на то, что "Газпром" не в состоянии обеспечить поставки заказанного компанией газа.
В результате премьер-министр Сильвио Берлускони оказался перед необходимостью накануне предвыборной гонки просить итальянцев прикрутить краны отопления в своих домах. Вряд ли это можно считать удачным электоральным ходом.
Позиции Германии и Польши сближаются
Европейцам следует смотреть на ситуацию как на систему экономических рычагов: им нужны российские энергоносители, но России, очевидно, не меньше нужны инвестиции. Это не значит, что Европе следует бойкотировать российские энергопоставки до тех пор, пока русские не покорятся их воле; просто здесь есть больше пространства для маневра, чем им сейчас представляется.
Похоже, дискуссии в Лахти выявили по крайней мере одну хорошую вещь: позиции Германии и Польши, которые ранее были диаметрально противоположны, начали постепенно сближаться; обе страны согласны с тем, что следует обеспечить безопасность инвестиций в Россию. Это недвусмысленный ответный удар на недавнее изменение Россией правил игры для иностранных фирм, участвующих в проекте "Сахалин-2".
Однако остается скрытая напряженность в отношении трубопровода, идущего по дну Балтийского моря: Польша по-прежнему возмущается тем, что в этой сделке национальные интересы возобладали над соображениями европейской солидарности.
Увы, вследствие всех этих противоречий Россия добивается заключения сделок на своих условиях, а страны ЕС пререкаются между собой и отношения внутри Евросоюза продолжают портиться.
Утрата доверия к внешней политике ЕС
Этот последний аспект становится все более типичным для европейской внешней политики. Другие страны признают, что лучший способ обойти Европу - это использовать ее внутренние противоречия. Легкость, с которой это можно сделать, привела к практически полной утрате доверия к ЕС как институту (что отражается в нынешнем молчании ЕС по вопросам внешней политики).
Европа по-своему отреагировала на это, создав внешнеполитическую Директорию в составе Великобритании, Франции и Германии. Однако это созданное "на случай" партнерство расстраивает других членов Евросоюза, которые чувствуют, что их оставили за порогом элитного клуба.
Проблема состоит в том, что для противостояния растущей угрозе со стороны Ирана необходимы командные действия. Давайте не будем рассчитывать на то, что возможна такая общеевропейская позиция, которая станет результатом консенсуса всех 25 стран-членов ЕС по иранскому вопросу.
Однако в том, что касается выработки внешней политики по вопросам долгосрочных отношений, как в случае России, Европа может не торопиться и выработать более точную и всеобъемлющую общую политическую линию.
Выйти за пределы проблематики энергетической безопасности и демократических норм
Такая линия возникнет только с течением времени в и результате развернутой дискуссии всех членов Евросоюза. Хотя сложно себе представить, чтобы Германия - страна, председательствующая в ЕС в будущем году, - могла возглавить эту дискуссию, на ней, возможно, могли бы сосредоточиться страны, которые примут лидерство вслед за ней - Португалия и Словения.
Предмет обсуждения должен выйти за рамки нынешнего всеобщего помешательства на "энергетической безопасности" и "соблюдении демократических норм".
Обе эти темы могут занимать центральное место в российско-европейских отношениях, но они действуют на русских как красная тряпка на быка и вследствие этого не способствуют закладыванию основ общеевропейской политики.
Скорее по этим вопросам нужны иные подходы, и для начала нужно собрать за стол переговоров все страны ЕС. Европе следует говорить о том, как сделать Россию "привлекательной для инвесторов" и как "разрабатывать природные ресурсы России".
Параллельно европейцы должны приложить более согласованные усилия к тому, чтобы отучить себя от российских энергоресурсов, и стараться развивать экологически чистые источники энергии, а также в некоторых случаях пересмотреть решения об отказе от использования атомной энергии в энергетике.
Далее, следует инвестировать в строительство трубопроводов, которые будут доставлять в Европу нефть и газ с Каспийского моря через Турцию.
Все эти меры начнут снижать у европейских лидеров ощущение, что их шантажируют, и могут оказать некоторое сдерживающее влияние на цены на энергоносители.
Риск заключается в том, что подобная политика может быть использована как доказательство продолжающейся стагнации в европейской политике по отношению к России.
Однако если португальцы и/или словенцы начнут планировать свои действия уже сейчас, они дадут себе хороший запас времени, чтобы по-настоящему проработать повестку дня и добиться искреннего согласия по этому вопросу в Европе.
Существует вполне реальная опасность, что европейская внешняя политика погрузится в полный хаос, который будет преодолеваться исключительно в кризисных ситуациях, и даже тогда только небольшое ядро стран-членов (аналог ЕС-3 или G6) будет приходить к согласию, а это будет вызывать недовольство и ослаблять единую Европу.
Нынешняя политика Европы по отношению к России явно неудачна и сводится к нанесению Москве время от времени идеологических уколов. Взглянув на эти отношения в долгосрочной перспективе, Европа могла бы начать вырабатывать последовательную политику по отношению к своему самому большому соседу.
Рафаэлло Пантуччи - сотрудник Международного института стратегических исследований Arundel House в Лондоне
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях