The Washington Post | 8 ноября 2006 г.
В России овод кусает и политику, и искусство
Питер Финн
Недавнее нападение провоцирует бегство в оппозицию
Марат Гельман говорит о вероятности того, что его сломанный нос и многочисленные синяки, заставляющие болезненно морщиться при каждом движении в кресле, - это своего рода обратный удар. Неужели эта нетерпимая, ксенофобская, националистическая и авторитарная Россия, которой он теперь боится, - плод его же трудов?
"Такие аргументы всего лишь честны", - говорит Гельман, который всего два года назад был политическим консультантом Кремля. Гельман остается печально известным как мастер политической интриги и покровитель провокационного искусства. Он ушел из политической жизни, чтобы сосредоточиться на искусстве, в 2004 году, но остается лакмусовой бумажкой горячих дискуссий.
В конце октября десяток парней ворвались в московскую галерею Гельмана и набросились на него: пинали ногами в лицо, били стульями. И это нападение, говорит он, вполне может заставить его вернуться в политику - на сей раз используя свои чары против Кремля.
"Мое лицо было похоже на кусок мяса", - сказал Гельман, давая интервью в своем подмосковном доме в Петрово-Дальнем. Они "били меня, ничего не говоря. Создавалось впечатление, что они просто выполняют работу".
Нападавшие сорвали со стены картины и уничтожили 20 графических работ и два живописных полотна. В галерее проходила выставка грузинского художника Александра Джикии, а Москва в тот момент была охвачена антигрузинскими настроениями вследствие политической напряженности между соседними странами. Милиция требовала адреса школьников с грузинскими фамилиями, по-видимому, чтобы оказывать давление на их родителей, а сотни грузин, работавших в Москве нелегально, выловили и депортировали.
Но Гельман предупреждает: "У наших отношений с националистами длинная история".
Кое-кто скажет, что Гельман сам выпустил из бутылки националистические настроения, которые теперь обернулись против него. 45-летний Гельман будоражит общественное мнение, создает фантомные партии и дискредитирует оппонентов с 1996 года, когда он разрабатывал кампанию по переизбранию Бориса Ельцина, используя блицкриг черного пиара, лишь бы воскресить умирающего президента перед лицом оправляющейся компартии.
В прежнем мире Гельмана политика была не просто игрой, она была постмодернистской битвой, где манипулирование общественным мнением представляло собой подобие искусства, которое он поддерживает: умное, провокационное, циничное и эффективное. Один пример: еврей Гельман в 1996 году устроил в своей московской галерее выставку "Компромат", в числе экспонатов который был поддельный израильский паспорт Геннадия Зюганова, лидера коммунистов и соперника Ельцина.
"Мы должны смотреть на каждую ситуацию конкретно. В 1996 году существовала угроза коммунизма, и я был главой антикоммунистической кампании, - объясняет он. - Именно так я продлил политическую жизнь Ельцина. Не следует преувеличивать мою роль, но в то время существовал конкретный выбор".
Родившийся в советской Молдавии, Гельман был сыном известного сценариста и драматурга, который стал союзником советского лидера Михаила Горбачева и одним из основателей перестроечной газеты "Московские новости". Гельман учился в университете в Москве и после распада СССР создал первую в стране частную галерею. Он начал также работать как политический консультант и создал Фонд эффективной политики вместе с таким же неоднозначным политтехнологом Глебом Павловским, который остается союзником Кремля.
До недавнего времени выбором Гельмана был президент Владимир Путин и, косвенно, партия "Единая Россия", марширующая в ногу с Кремлем и доминирующая в парламенте. В 2003 году Гельман стоял за созданием партии "Родина" - творением президентской администрации, призванным поддержать "Единую Россию", отобрав голоса у коммунистов. Партия, хитроумная выдумка, успешно сыграла на левых и патриотических настроениях своих избирателей. Гельман был также заместителем директора Первого канала и помог превратить выпуски новостей на государственном телеканале в ежевечернюю хвалебную песнь Путину и его избранным союзникам, включая, в тот момент, "Родину".
"Репутация Гельмана как интеллектуального провокатора, превращающего политику в эклектичный китч, оправданна", - писал Эндрю Вильсон, автор книги "Виртуальная политика. Подделка демократии в постсоветском мире".
Но, по словам Гельмана, он пришел к убеждению, что Россия истощается при кремлевской централизации власти. "Вся концепция вертикали власти, государственной машины - ложная концепция, - заявил он. - Я полагаю, что это огромная ошибка. Я полагаю, что это глубокая личная проблема Путина. Он может управлять только такой системой".
В 2004 году Гельман порвал с Кремлем и ретировался в мир искусства. Годом позже он устроил выставку "Россия 2" в противовес официальной выставке "Россия 1", где любое упоминание Путина, Православной церкви и Чечни было тихо запрещено.
"Россия 2" бралась за все три темы и включала в себя очень жизненную скульптуру чеченской террористки-смертницы под рушащейся советской статуей. Еще одно произведение двух российских художников, называющих себя "Голубые носы", была портретом художников в облике Путина, Иисуса Христа и Александра Пушкина, русского писателя XIX века. А серия плакатов художника Авдея Тер-Оганяна, живущего в Западной Европе из-за смертельных угроз, пародировала религиозный гнев на его антиклерикальное искусство. Один черный плакат с двумя розовыми окружностями гласил: "Эта картина публично унижает российского Патриарха Алексия II".
Газета "Коммерсант" писала, что он пытается создать культурное пространство, параллельное России, в которой творческие, динамичные, независимо мыслящие люди не имеют возможности для самовыражения - России 1 Владимира Путина.
Не все приняли новых инакомыслящих художников. Группа православных христиан подала иск, обвиняя Гельмана и художников в совершении уголовного преступления на том основании, что выставка оскорбляет верующих и разжигает рознь. В этом году обвинение отклонили, но Гельман заявил, что получает угрозы смертью.
В этом году член парламента Николай Курьянович из ультранационалистической Либерально-демократической партии включил Гельмана в список 100 врагов русского народа, циркулирующий в интернете. Этому списку предшествовала публикация Гельманом списка 100 предполагаемых неофашистов.
Из-за избиения и того, что он считает все более удушливой атмосферой в стране, Гельман подумывает о возвращении в политику. Он сказал, что уже провел некую тематическую работу и опросы, чтобы понять, какого рода оппозицию надо создать, чтобы бороться с прокремлевскими партиями на парламентских выборах в конце будущего года. Однако он отказывается обсуждать, какую форму может принять новая партия и с кем он работает над проектом.
"Я думал, что не вернусь в политику, но после того, что со мной произошло, теперь это вполне может произойти, - заявил он. - К сожалению, у нас нет оппозиции. Если мы собираемся что-то создавать, оно должно быть новым. Определенные люди будут участвовать. Произойдет ли это, мы увидим весной".
Пока - с матерью, парящей на заднем плане, - он залечивает свои раны и работает над восстановлением выставки Джикии. "Мы снова откроемся 9 ноября", - сказал он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях