La Vanguardia | 8 октября 2001 г.
Контртеррористическая операция: кто потеряет, а кто приобретет
Ксавьер Баталья
Мир изменился после 11 сентября, когда теракты потрясли мировой порядок. Всего за 3 недели были предприняты шаги и достигнуты компромиссы, которые до этого считались немыслимыми. Некоторые меры, принятые против режима талибов, укрывающих Бен Ладена, на которого возлагают ответственность за теракты, были логичными и предсказуемыми, как например, действия НАТО, впервые применившего пятую статью Вашингтонского договора, или президента Франции Жака Ширака, который, несмотря на постоянные препирательства с США, открыл французское воздушное пространство для американской авиации. Однако были предприняты и другие шаги, которые превзошли самые смелые ожидания Запада.
Президент России Владимир Путин без колебаний предоставил Вашингтону секретную информацию, чтобы США не наступили в Афганистане на те же грабли, что и Советский Союз два десятилетия назад. Президент Ирана Хатами, придерживающийся реформаторских взглядов, выразил поддержку США, хотя и продолжает действовать с оглядкой на духовного лидера Али Хаменеи, называющего США сатаной. Индия, которая в годы холодной войны относилась к США весьма холодно, распростерла свои объятия и предложила в распоряжение нового американского друга свои базы. И Пакистан, одной рукой приветствующий Запад, а другой дающий указания талибам, теперь своими действиями удовлетворяет Вашингтон.
Западный мир, который казался таким прочным, изменился, поскольку выявилась его уязвимость. Вновь изменится и политическая карта Средней Азии, но это не обязательно означает создание нового мирового порядка. Были зарегистрированы дипломатические сдвиги, но какова их причина? Почему американские войска теперь смогут передвигаться по территории бывшего СССР, как у себя дома? Кто окажется в числе проигравших, а кто в числе победителей после объявленной операции возмездия? Вот лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые поставил международный кризис, вызванный терактами 11 сентября.
Коалиция единомышленников или совокупность частных интересов?
Некоторые из дипломатических сдвигов, видимо, объясняются скорее частными интересами, чем солидарностью с США. Россия, которая страдает от исламистов в Чечне, надеется на получение компенсации за оказание помощи, которую она предоставила США отнюдь не бескорыстно. Иран - противник талибов - рассчитывает на то, что Афганистан вновь станет страной, живущей по истинным исламским законам. Индия, давно ведущая борьбу с Пакистаном за контроль над Кашмиром, хочет показать Вашингтону, кому он может доверять. А Саудовская Аравия, где находятся святые для ислама места, стремится действовать с наименьшим риском.
Какие последствия будет иметь кризис для России?
Возвращение на международную арену через парадный вход. На данный момент Россия и НАТО уже открыли "новую эру сотрудничества". Президент Владимир Путин выразил готовность пересмотреть свое негативное отношение к расширению НАТО. Россия надеется также получить в качестве компенсации ускорение процесса ее принятия в ВТО и карт-бланш на войну в Чечне. В Афганистане у России, с 1996 года финансирующей "Северный альянс", который воюет против талибов, тоже есть свои геостратегические интересы. Если режим талибов будет свергнут, Москва сможет оказать влияние на формирование нового правительства. А если США потерпят поражение, российское руководство в лице "Северного альянса" будет иметь "буферную зону", которая защитит Таджикистан - среднеазиатское государство, находящееся в зависимости от Москвы.
Станут ли среднеазиатские республики стабильнее?
В течении 10 лет с момента развала СССР бывшие советские республики Средней Азии (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан) были для Запада пустым местом. Бен Ладен все изменил. Узбекистан, который граничит с Афганистаном, превратился в ключевую страну для США. Туркмения, тоже граничащая с Афганистаном, провозгласила нейтралитет, учитывая ее хорошие отношения с талибами; однако нейтральная позиция президента Сапаймурата Ниязова, не числящегося среди поборников демократии, зависит от поставок нефти и газа из России. А Таджикистан, на территории которого с момента окончания гражданской войны в 1997 году находятся 11 тысяч российских военнослужащих, тоже будет сотрудничать с международной коалицией. Что же потребуют эти республики в обмен на свое сотрудничество? В основном, экономическую компенсацию. Узбекистан с населением 25 млн. человек и развитой промышленностью рассчитывает получить в обмен на гостеприимство по отношению к американским войскам что-то вроде плана Маршалла и военную помощь в борьбе с повстанцами из Исламского движения Узбекистана. Однако будет нелегко добиться, чтобы регион перестал быть простым "задним двором" России. Российский эксперт по внешнеполитическим вопросам Дмитрий Тренин следующим образом охарактеризовал эти бывшие советские республики, получившие независимость в 1991 году: "Нищее население, появление первых зажиточных семей, бесчеловечные власти, коррупция и некомпетентность правительства".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях