The Telegraph | 8 октября 2002 г.
Поэтесса назвала афганцев львами, которыми правят шакалы
Люси Морган
Презрение, высказанное женщиной, заставило пуштунов взбунтоваться
Стихотворение Мариам Нассери было опубликовано в сентябре в газете Nangahar Daily. После этого молодая поэтесса стала идолом пуштунов. Двадцатипятилетнюю Нассери окрестили "новой Малалай". Малалай - знаменитая поэтесса, которая во время Второй афганской войны в 1848 г. критиковала афганских мужчин за недостаток храбрости в борьбе с британскими оккупантами.
Малалай уподобила мужчин женщинам, "поигрывающим дома своими браслетами", вместо того чтобы бороться с иностранными захватчиками. Говорят, что ее слова вдохновили афганцев и они победили англичан в битве под Майвандом неподалеку от Кандагара.
В своей поэме "Чужаки в нашей стране" Нассери приравнивает мужчин к женщинам, подносящим воду в глиняных горшках.
"Афганцы, - говорит она, - живут, опустив глаза. Когда-то они были героями, отважными, как львы. Сейчас они позволяют шакалам править своей страной". Шакалами Нассери называет не только американских солдат, но и всех идущих на поводу у США.
В число поклонников Нассери входят те, кому очень не нравится присутствие в Афганистане американских солдат, выслеживающих в стране членов "Аль-Каиды", и также те, кто разочарован в кабульском режиме.
"Нассери устроила революцию", - сказал Саид Поппал, работающий в неправительственной организации в Джалалабаде.
"Нам не нужны гости в нашей стране. Панджири похожи на КГБ, а Америка хочет сделать Афганистан вторым Израилем. Мы не "Талибан" и не "Аль-Каида". С ними покончено".
Некоторым просто надоело поведение нового поколения полевых командиров, которые пользуются такими широкими властными полномочиями, которые никогда бы не дали им местные жители. Многим из этих полевых командиров платят США.
Хазрат Али, работавший поваром у бывшего губернатора Джалалабада, вице-президента Абдулы Хаджи Кадира, помогал американцам проводить зачистки после падения Талибана.
"Он хочет быть всем: религиозным лидером, старейшиной, военачальником, но у него нет к этому способностей. У него нет образования, народ его не уважает", - сказал Поппал.
Али, член небольшого племени пешаи - а не пуштунов, господствующих в Джалалабаде, - привел в город солдат и членов своего племени.
Плакаты с его изображением расклеены не только на стенах домов, но и на автомобилях, в которых ездят его помощники под охраной боевиков с гранатометами и автоматами Калашникова.
Местные жители остаются верными памяти Кадира, убитого в июле, и вешают на ветровых стеклах его портрет.
После смерти Кадира многие утратили веру в будущее Афганистана. Люди надеялись, что Лойя Джирга (общенациональная ассамблея) позволит решить проблему неравного распределения власти в правительстве.
Семья афганских беженцев, вернувшихся в Кабул из Пакистана летом этого года, собирается ехать обратно.
"Убийство Кадира стало для нас поворотной точкой. Раньше мы верили в будущее этой страны. Сейчас мы считаем, что все стало только хуже", - сказал Наджибулла Хусейн.
В таком подавленном настроении находятся многие жители страны. Харизматический президент Хамид Карзай путешествует по всему миру, но дома ему не удается поддерживать единство страны.
В своем стихотворении Нассери говорит о замешательстве, в котором пребывают афганцы, особенно пуштуны, живущие на юге и востоке страны. Она говорит: "Никто не может сказать, что происходит на самом деле. Никто не знает, почему страна оказалась в такой ситуации".
"Проблема заключается в том, что сейчас мы не знаем, кто наш враг, - сказал Поппал. - Во время войны с Россией мы по крайней мере знали, что ведем священную войну, мы понимали, что наш долг - сражаться".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях