Libération | 8 октября 2003 г.
Нобелевская премия, уцелевшая в холодной войне
Сильвестр Гюэ
Создание сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей
Создание сверхпроводников и сверхтекучих жидкостей - вот достижения, принесшие в 2003 году Нобелевскую премию по физике трем пожилым, завершающим свою карьеру ученым, двое из которых могут считаться символами славного прошлого и мрачного настоящего российской науки. Нобелевский комитет решил вознаградить Алексея Абрикосова, Виталия Гинзбурга и Энтони Леггетта за работы, проведенными ими в 50-80-е годы.
Абрикосов и Гинзбург занимались теорией сверхпроводимости - способности материалов проводить электрический ток без сопротивления и нагревания. В 1952 году Виталий Гинзбург, которому сейчас 87 лет, опубликовал свою первую статью о сверхпроводимости. Тогда он работал вместе с Львом Ландау - также нобелевским лауреатом, одним из столпов советской физики. Его карьера начиналась в "другом мире", отметил вчера 75-летний Алексей Абрикосов, - тогда не было компьютеров, и существовал Советский Союз.
Эти двое россиян помогли своей стране совершить прорыв в науке после Второй мировой войны. Виталий Гинзбург возглавлял знаменитую теоретическую группу московского Физического института имени Лебедева. Сегодня он живет в России, тогда как его кКоллега Абрикосов проживает в США, имеет двойное гражданство и уже десять лет работает в Аргоннской национальной лаборатории (штат Иллинойс).
Абсолютный ноль
Третий лауреат - живущий в США британец Энтони Леггетт (65 лет) - в настоящее время преподает в Иллинойском университете. Однако достижения, за которые он удостоился премии, были сделаны им в 1973 году в Сассекском университете. Предметом его исследований было так называемое сверхтекучее состояние, в которое вступает гелий, охлажденный почти до абсолютного ноля. В этом состоянии он превращается в уникальный термический проводник и приобретает удивительную капиллярность, позволяющую ему заполнять все поры материала-реципиента.
Два россиянина проделали большую теоретическую работу, которая позволила лучше понять явление сверхпроводимости. Этот путь был долог, ведь в 50-е годы холодная война препятствовала научным связям между Востоком и Западом, что на многие годы задержало обмен достижениями между двумя сторонами. Вклад Абрикосова, тогда еще молодого ученого, состоял в том, что он разобрался в сложном комплексе взаимоотношений между электрическими и магнитными полями, показав возможность их соединения. Это теоретическое открытие, сделанное на основе квантовых концепций, позволило создать мощные сверхпроводящие магниты, охлажденные в жидком гелии! Тысячи таких магнитов используются в системах получения изображения с помощью метода магнитного резонанса - достижении, отмеченном Нобелевской премией в области медицины.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях