Neue Zürcher Zeitung | 8 октября 2004 г.
Круглый стол по Чечне
Корреспондент
Трансформация открытой войны в Чечне в не менее жестокую партизанскую войну почти сводит на нет политические попытки решения конфликта. Несмотря на это удручающее положение, Совет Европы, сейчас, пожалуй, единственная международная организация, которая пытается оказать серьезное влияние на своего члена - Россию - в поиске политического решения конфликта.
На основе трех докладов: о ситуации с правами человека в Чечне Рудольфа Биндига (Германия), о ситуации с беженцами в регионе Тадеуша Ивински (Польша), а также о политической ситуации Андреаса Гросса (Швейцария) Парламентская Ассамблея Совета Европы попыталась вновь осмыслить ситуацию, а также предложить пути решения конфликта. При этом выступление нового президента Чечни Алу Алханова, которого согласились выслушать и по словам которого республика в целом находится на правильном пути, было скорее контрпродуктивным.
По заключению Биндига, основанному на документальных показаниях свидетелей и сообщениях международных правозащитных организаций, положение с правами человека продолжает оставаться катастрофическим. Хотя с конца 2003 года количество зачисток существенно уменьшилось, однако захваты заложников, пытки и убийства родственников предполагаемых террористов, которых таким образом принуждают сдаться, представляют собой новую опасную тенденцию. Еще одна тенденция, не совместимая с членством в Совете Европы, - это угрозы и убийства людей, которые обращаются в Страсбургский суд по правам человека.
Существование атмосферы бесправия Биндиг также подтверждает, указывая, что в 2003 году в военную прокуратуру Грозного поступили 799 жалоб, однако в суд попали лишь три дела. В гражданскую прокуратуру Чечни в прошлом году было подано 4763 жалобы, но получило дальнейший ход также незначительное их число.
Картину дополнил комиссар Совета Европы по правам человека испанец Альваро Хиль-Роблес. Он сообщает, что, хотя жертвы в Грозном получили частичную компенсацию, однако они были вынуждены отдать 30 процентов и без того небольших сумм мафии. Серьезной проблемой является исчезновение людей. Из официально названных 1400 случаев расследовано лишь 60. Для активизации расследований Хиль-Роблес потребовал предоставить больше свободы действий неправительственным организациям.
Положение чеченских беженцев также остается критическим. Несмотря на давление России с целью вернуть их на родину, до 50 тыс. беженцев по-прежнему живут в Ингушетии, а несколько тысяч влачат жалкое существование в других частях России. Положение вернувшихся не лучше: они не могут жить в своих старых домах. В своей резолюции Ассамблея призывает страны-члены не прекращать поддержку беженцам в Чечне и Ингушетии и увеличить финансовую помощь на восстановление Чечни.
Несмотря на это удручающую картину, господин Гросс верит в возможность возобновления диалога между сторонами при посредничестве Совета Европы, тем более что в свете последних событий он видит большую готовность к этому с официальной российской стороны. Чтобы выйти из конфронтационного настроя, Ассамблея поддержала предложение Гросса организовать круглый стол под патронажем Страсбурга - города, который стал символом примирения двух народов.
К переговорам планируется привлечь, помимо представителей двух противоборствующих сторон, также независимых экспертов, чтобы обсуждение не заходило в тупик. Единственным непреложным условием должно быть согласие в будущем отказаться от насилия.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях