Статьи по дате

Financial Times | 8 октября 2008 г.

Россия обнаружила, что находится в той же тонущей лодке

Призыв российского президента Дмитрия Медведева бороться с глобальным финансовым кризисом совместно, на международном уровне, распространенный вчера через сайт Кремля, - это долгожданный признак готовности Москвы сотрудничать в решении величайшей за последние несколько десятилетий экономической проблемы.

Конечно, подкаст - это еще не политика. Но Россия подкрепила запись в видеоблоге Медведева конкретным предложением предоставить заем в размере 4 млрд евро Исландии - первой европейской стране, которая из-за кризиса оказалась на грани финансового коллапса. Причем Медведев обещал изложить свои идеи более содержательно на встрече с лидерами ЕС, которая сегодня состоится во Франции.

На предложение Кремля Западу следует реагировать не без опаски, но положительно. Россия, чьи инвалютные резервы составляют 560 млрд долларов, в силах поспособствовать смягчению глобальных финансовых проблем. США и ЕС нуждаются в любой поддержке, которую им кто-либо может оказать. Но не следует ожидать слишком многого: для полноценного финансового сотрудничества между Россией и Западом необходимы намного более тесные экономические и политические связи. Требуется доверие, а в отношениях Востока и Запада оно в дефиците.

Однако Россия присоединилась к беседе после того, как запоздало осознала, что более уязвима к глобальным финансовым потрясениям, чем ожидала. Кремль предполагал, что, опираясь на свою большую кубышку, набитую нефтедолларами, он может одновременно увеличивать расходы на социальную сферу, продвигать инвестиции в частный сектор и неумолимо проецировать российскую мощь в мире. Но еще до того, как глобальный финансовый кризис закрутил гайки в очередной раз, российская программа натолкнулась на препятствия в виде нарастающей инфляции. Теперь экономические трудности множатся в условиях резкого снижения цен на нефть, бегства зарубежных капиталов из России, паралича банков и попыток компаний, которые увязли в долгах, обеспечить себе рефинансирование. Если принять во внимание вчерашний пакет кредитов для государственных банков, то Москва уже выделила на сдерживание кризиса 170 млрд долларов. Между тем рискованная российская интервенция в Грузии отнюдь не улучшила репутацию России как безопасной гавани для инвесторов. Экономический рост все еще составляет 7% в год - но долго ли так продлится?

Однако, если суровые реалии экономики помогли убедить Медведева протянуть руку дружбы Западу в целом и ЕС в особенности, это только к лучшему. Нет более прочной основы для сотрудничества, чем рациональные собственные интересы. Россия и ЕС одинаково нужны друг другу. Россия - крупнейший поставщик энергоносителей Евросоюзу, а Евросоюз - ее главный источник доходов от продажи энергоносителей и крупный иностранный инвестор.

Изучение возможных способов совместного противодействия финансовому кризису не в силах сгладить многочисленные трения, ныне возникшие в отношениях между Западом и Востоком. Не последнее место среди этих раздоров занимают опасения Москвы в связи с дальнейшим расширением НАТО и обеспокоенность Запада агрессивным отношением России к соседям. О Грузии забыть невозможно - и не следует.

Однако финансовое сотрудничество со временем может породить доверие, достаточное для того, чтобы воскресли угасающие надежды на долгожданное новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве ЕС и России. А позитивный подход к этому соглашению, в свою очередь, может способствовать налаживанию отношений между Россией и Западом на политическом уровне. Как минимум, мы ничего не потеряем, если всерьез рассмотрим предложение Медведева.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru