The Times | 8 октября 2008 г.
Спасибо Вам, мистер Путин, за вашу скромность
Мелани Макдонау
Привычка называть улицы и здания именами лидеров и филантропов пагубна
Российский премьер-министр Владимир Путин дал понять, что не хотел бы, чтобы его именем назывались улицы и ему воздвигались памятники. Ему представилась возможность проявить скромность, когда промосковский чеченский лидер предложил переименовать главную улицу Грозного в его честь. Надо сказать, что в том, что касается Чечни, Путину действительно надо быть скромнее.
И все же, это стремление пресечь в корне этот аспект его культа похвально. Скромность не была сильной стороной коммунистических лидеров. Югославский диктатор Тито увековечил свое имя не только в названиях городов, улиц и площадей, но и в именах школ, автобусов и площадей.
В нашей практике культ личности не относят к ныне здравствующим политикам, хотя в Косово, по понятным причинам, есть бульвары, названные в честь Тони Блэра. Здесь есть другие способы оставить свой след в названиях организаций и общественных мест. Это делается с помощью денег. Современные филантропы любят называть своим именем то, во что они вложили средства.
Разумеется, некоторые частные пожертвования, к чести доноров, анонимны или увековечиваются только мемориальной доской или записью. Но трудно не заметить, что корпорации и организации, получившие академические пожертвования, поощряют бахвальство. Школа XXI столетия Джеймса Мартина на факультете истории Оксфордского университета была создана с помощью щедрого наследства донора, скрывшего свое имя под псевдонимом. Было бы лучше, если бы Джеймс Мартин держался скромнее.
Школа бизнеса Джадж в Кембридже была основана благодаря пожертвованиям сэра Пола и леди Джадж. Мой собственный колледж в Кембридже, Нью Холл, так хочет получить щедрое пожертвование в 30 млн фунтов, что готов сменить свое название на Мюррей Эдвардс Колледж, что звучит как политехническое училище.
В средние века улицы обычно называли в честь оккупаций (зачастую несправедливых), а организации - в честь святых. Люди в целом не стремились прославиться с помощью своих пожертвований - если они и получали вознаграждение за свои поступки, то в виде молитвы за них.
Дик Уиттингтон пустил свое заработанное на торговле состояние на то, чтобы оборудовать огромную библиотеку и Рочестерский мост, основал приют для одиноких матерей, общественные туалеты, фонтаны и богадельню. Его состояние пошло на благие цели.
Он не попросил, чтобы какой-то из его проектов носил его имя, хотя некоторые были названы в его честь, вне зависимости от его воли. Если бы современные филантропы были в этом смысле таким же, как он! Или хотя бы как Путин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях