InoPressa: тема дня | 8 октября 2009 г.
Сигнал правозащитникам: в России за это убивают
Обзор прессы
Российские журналисты и правозащитники сплошь и рядом сталкиваются с запугиванием и насилием, когда пытаются делать свою работу. Правда, в реакции Кремля на подобные убийства произошли косметические перемены, пишут западные корреспонденты, сравнивая публичные высказывания Путина после убийства Политковской и Медведева - после расправы над Эстемировой.
Застреленная три года назад российская журналистка Анна Политковская - символ прессы, которая находится в опасности, и подозрения, что к убийству Политковской - кстати, до сих пор не раскрытому - причастен Кремль, все еще не развеяны, пишет в The Christian Science Monitor Фред Уэйр. Ссылаясь на Павла Гутионова из администрации Союза журналистов России, корреспондент сообщает, что за последние 15 лет в России убито более 300 журналистов.
Многие друзья и коллеги Политковской говорят, что изверились в том, что справедливость будет восстановлена, но журналисты "Новой газеты" проводят собственное расследование. На этой неделе редактор газеты Сергей Соколов заявил, что исполнителем убийства был Рустам Махмудов, скрывающийся, по данным Соколова, в одной из стран ЕС.
"С 1993 года не раскрыто ни одно убийство журналиста по мотивам, связанным с его профессиональной деятельностью. Не думаю, что власти когда-нибудь сами себя накажут. Российская журналистика в катастрофическом состоянии, и надежд на перемены нет", - сказал в интервью изданию Олег Панфилов, директор независимого Центра экстремальной журналистики.
Российские журналисты по-прежнему в опасности, рассказывает читателям американский журнал газета The Nation. Правда, в реакции российского руководства на убийства правозащитников и журналистов по профессиональным мотивам произошли некоторые косметические перемены, пишет обозреватель Адам Федермен, сравнивая публичные высказывания Путина и Медведева после гибели, соответственно, Политковской и Эстемировой. Но Медведев находится на президентском посту уже больше года, а убийства не прекратились, и в том, что касается расследований смертей журналистов, мало что изменилось.
Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству убийств, говорится в статье, но за последние 10 лет число завершенных судебных дел в целом неуклонно растет - и лишь убийств журналистов по мотивам, связанным с их профессиональной деятельностью, эта тенденция не коснулась. Так, по данным Комитета защиты журналистов (КЗЖ), с 2000 года приговор вынесен убийцам журналистов лишь по одному делу из 17 (делу Игоря Домникова), да и то заказчики не были привлечены к судебной ответственности.
Сплошь и рядом сюжеты, над которыми работал журналист на момент смерти, даже не принимались во внимание в ходе расследования. В других случаях процессу мешали утечки информации, необъяснимые проволочки и общая непрозрачность, пишет автор статьи. "То обстоятельство, что правозащитные органы и подразделения ФСБ, ведущие расследования, часто сами были замешаны в убийствах, вносит дополнительную интригу". Некоторые из самых подозрительных инцидентов были объявлены самоубийствами или гибелью от несчастного случая. В Чечне и на Северном Кавказе дела об убийствах журналистов не доходили до суда еще ни разу. Наиболее уязвимы репортеры региональных и местных СМИ - у них нет даже такой неполноценной защиты, как у московских и петербургских, считает автор.
"Тихо! Здесь убивают" - так озаглавила свой комментарий французская Le Monde. Московский суд взыскал с российского правозащитного центра "Мемориал" 1590 евро в пользу чеченского лидера Рамзана Кадырова, сообщает газета, полагая, что этот вердикт звучит как предостережение правозащитникам: "Замолчите!".
"В сегодняшней России разоблачать ужасы - значит подвергать себя смертельной опасности", - говорится в редакционной статье. Анна Политковская, Станислав Маркелов, Наталья Эстемирова заплатили за это своими жизнями. "Три года прошло с момента убийства Анны Политковской. В распоряжении следствия - орудие убийства, данные прослушивания и видеозаписи, но ни убийца, ни заказчик не найдены. Расследование убийства Натальи Эстемировой движется тем же путем", - пишет издание.
"Убийцы безнаказанны, свидетелям угрожают, но честь Рамзана Кадырова обелена. Вряд ли следует списывать такой поворот дела только на недостатки российской судебной системы. Речь идет о слаженном механизме, где убийства и безнаказанность поощряются. В Москве Кремль постепенно реабилитирует Сталина, в Грозном утверждаются методы политической полиции", - пишет газета. Возможно, если смотреть из Москвы, путинская Россия и не похожа на сталинскую, но взгляд с Кавказа высвечивает в ней все черты "большого террора" 1930-х, заключает издание.
Еще один материал в Le Monde посвящен расследованию дела об убийстве Политковской. Убийство Анны Политковской до сих пор не раскрыто, но в середине сентября было начато повторное расследование: дело четырех ранее оправданных подозреваемых теперь объединено с делом предполагаемого убийцы, Рустама Махмудова, скрывающегося, по данным следствия, в Западной Европе. По словам шеф-редактора "Новой газеты" Сергея Соколова, Рустам Махмудов переезжает из одной европейской страны в другую. "Ему снова удалось скрыться", - сказал Соколов, сожалея об отсутствии сотрудничества с полицией других стран.
Организация "Репортеры без границ" (RSF) собиралась использовать годовщину убийства Анны Политковской для критики положения СМИ в России, однако представителям ассоциации было отказано в российских визах, сообщает также газета. Комитет защиты журналистов со штаб-квартирой в Нью-Йорке предупредил, что "критическая журналистика находится на грани исчезновения в одной из крупнейших стран мира".
Корреспондент Der Spiegel побывал вчера на митинге памяти Анны Политковской в российской столице и делится своими впечатлениями. Только в Москве в митинге приняли участие около 800 критиков режима. Кто-то держал в руках портреты Политковской, кто-то принес цветы к дому убитой журналистки. 7 октября, в день третьей годовщины трагедии, в память о погибшей люди вышли на улицы также в Лондоне, Санкт-Петербурге, в других городах. В этот день, сообщает автор публикации, стало традицией говорить о нарушениях прав человека в России, а в Москве вчера требовали даже отставки премьера Путина.
Как добавляет Der Spiegel, вчера демонстранты требовали также освобождения бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского и выразили солидарность с журналистом Александром Подрабинеком, на которого устроила травлю прокремлевская молодежная организация "Наши".
В заключение автор публикации пишет, что 7 октября празднует свой день рождения Владимир Путин. В этом году он предпочел отметить его в окружении нескольких десятков поэтов и писателей, тем самым продолжив традиции Ленина и Сталина, которые в свои дни рождения искали близости с деятелями искусства и литературы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях